ЭССЕ Экономические и правовые основы оценки почв и земель гр.14Почв(ба)УЗР

Цель освоения дисциплины: формирование базовых теоретических знаний и практических навыков в сфере правового регулирования будущей профессиональной деятельности, а также правового мышления и культуры студентов.

Задачи:

  • теоретические: формирование знаний о системе органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, о системе нормативно-правовых актов РФ, об основных способах и методах правового регулирования публично-правовых и  частно-правовых сфер жизнедеятельности;
  • познавательные: формирование умения объяснять смысл и значение правовых определений и терминов (государство, органы государственной власти, право, правоотношение, отрасль права, предмет отрасли права, метод правового регулирования, юридическая ответственность и др.);
  • практические: формирование навыков анализа нормативно-правовых актов и работы с ними.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ ЭССЕ

    Раздел 1 Методические основы оценки права аренды земельных участков
    1. Нормативно-правовое и законодательное регулирование платежей по видам природных ресурсов.
    2. Проблемы экологии и экономики. Российский и зарубежный опыт.
    3. Социально – экономические последствия негативного влияния на экологию.
    4. Глобальные мировые проблемы и пути их решения.
    5. Взаимодействие стран для решения экологических проблем.
    6. Формы международного сотрудничества в сфере природопользования и экологии.
    7. Обзор международных и межгосударственных соглашений в области природопользования и экологии.
    8. Деятельность международных институтов в сфере эффективного использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
    9. Сравнительный анализ природопользования в России и Европе.
    10. Сравнительный анализ природопользования в России и странах СНГ.
    Раздел 2 Основы теории оценки земельных участков
    1. Особенности отечественных и зарубежных методов оценки природных ресурсов.
    2. Природно-географические зоны распределения природных ресурсов в России и за рубежом.
    3. Классификация и структура не возобновляемых природных ресурсов.
    4. Классификация и структура возобновляемых природных ресурсов.
    5. Проблемы промышленного использования природных ресурсов.
    6. Мировые природно-географические зоны распределения природных ресурсов.
    7. Природно-ресурсный потенциал России и проблемы эффективности его использования.
    8. Возобновляемые природные ресурсы и проблемы их воспроизводства.

  2. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
    — оценка «зачтено» выставляется студенту, если содержание ответа дает представление о понимании проблемы; для раскрытия проблемы применяется теоретическая аргументация, факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения средств массовой информации, факты личного социального опыта, собственные наблюдения; студент способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему, соблюдает лексические, фразеологические, грамматические и стилистические нормы русского языка, использует цитаты и соблюдает основные требования к оформлению;
    — оценка «не зачтено» выставляется студенту, если не раскрыта выбранная тема, или раскрыта не полностью; отсутствует конструктивная аргументация или в аргументации отсутствуют теоретические положения; при выполнении работы студент опирался на данные только учебной литературы, не используя монографии и другие источники; студентом не приведены альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему, допускаются грубые лексические, фразеологические, грамматические и стилистические ошибки, не используются цитаты и не соблюдаются требования к оформлению.

  3. Формы международного сотрудничества в сфере природопользования и экологии
    Экологическая проблематика все чаще выходит на первое место в международных отношениях. Неравномерность размещения природных ресурсов по территории Земли и стремление обладать тем, чего нет у себя, но есть у соседа, являлось во все времена причиной возникновения каких-либо отношений между народами (от торговли до войны). Учитывая, что большинство используемых природных ресурсов имеют пределы и невосполнимы, с течением времени эта проблема обостряется. Разведка, рациональная добыча и использование невозобновимых ресурсов, охрана и воспроизводство возобновимых по мере их истощения и загрязнения все больше будут превращаться из внутреннего дела каждой страны в общечеловеческую проблему обеспечения выживаемости, требующую налаживания соответствующих международных отношений.
    В настоящее время на одно из первых мест в международных отношениях выходит проблема рационализации природопользования и охраны окружающей природной среды. Уже существуют экологические беженцы и экологические войны. Условность государственных границ особенно видна в районах экологических бедствий. Примером может служить Африка в районах наступления Сахары. Когда-то эта пустыня возникла на месте саванн в результате перевыпаса скота, а теперь расширяется со скоростью нескольких километров в год. Население и животный мир, спасаясь от голода и жажды, пытаются переместиться на еще пригодные для жизни территории соседних государств, что вызывает кровавые столкновения. Всем стало ясно, что решить проблемы сохранения окружающей среды только на уровне отдельных стран в принципе невозможно. Природный комплекс каждой страны, особенно небольшой по размеру занимаемой территории, какими являются большинство стран мира, неразрывно связан с природным комплексом соседних стран, или даже является их составной частью. Движение воздушных и водных масс, миграция животных не подчиняются государственным границам, и даже почвы могут перемещаться в результате пыльных бурь. Трансграничный перенос приводит к распространению загрязнения с территории одной страны на территорию другой. Например, значительная часть загрязнения на территорию Канады поступает из США, а около 20% серы, ведущей к образованию кислотных дождей, поступает в страны СНГ через западную границу. В то же время, выбросы предприятий, расположенных в северо-западных районах нашей страны, серьезно ухудшают экологическую обстановку в Финляндии и т. д. Единство и взаимосвязь биосферных процессов и условность государственных границ приводят к тому, что ни одна самая образцовая страна в смысле бережного обращения к природе, с самым разумным природоохранным законодательством и законопослушными гражданами не может быть ограждена от ухудшения качества воды, воздуха, почвы, гибели животного и растительного мира. Поэтому мало совершенствовать законодательство и систему природопользования только в своей стране, необходимо всячески способствовать развитию международного сотрудничества и международного законодательства, регулирующего совместные усилия всех стран в деле охраны природы.
    Международное сотрудничество — все направления и формы межгосударственных и межучрежденческих контактов — в области охраны окружающей природной среды с 70-х гг. развивалось весьма активно. Оно стало более интенсивным как по линии прямого политического сотрудничества государств, так и по линии экономического, культурного и научно-технического сотрудничества в рамках правительственных и неправительственных организаций на всех уровнях. Отношение государств, организаций, политических деятелей, ученых, представителей всех профессий и слоев населения к охране окружающей среды стало более квалифицированным, научно обоснованным, сбалансированным. Это проявилось в том, что в многочисленных международно-правовых актах, принятых за последние десятилетия, в решениях и резолюциях международных организаций, конференций, совещаний, в планах, проектах и программах совместной деятельности, а также в конкретной практической природоохранительной работе регулярно уделяется должное внимание как защите отдельных природных объектов и экологических систем, так и разработке и осуществлению мер всесторонней охраны природной среды в целом.
    Международно-правовый механизм охраны окружающей среды
    Основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Необходимость международного сотрудничества в области ООС диктуется все большей и большей экологической зависимостью всех стран друг от друга. Разрушение озонового слоя земли, загрязнение атмосферного воздуха, Мирового океана, пагубное влияние ядерных взрывов распространяются не только на те государства, где допускаются экологически опасные действия, но и на все мировое сообщество. Поэтому в настоящее время государства под эгидой ООН или на двухсторонней основе организуют взаимодействие с целью охраны среды обитания человека, растительного и животного мира. В основу такого взаимодействия положен ряд общепризнанных мировым сообществом принципов человеческой деятельности в области использования природной среды. Они содержатся отчасти в межгосударственных договорах и актах, в нормативных документах международных организаций и суммированы в решениях наиболее значительных международных конференций, полностью или частично посвященных охране окружающей среды и регулированию сотрудничества государств и народов в этой области.
    Впервые принципы международного экологического сотрудничества были обобщены и объединены в декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г., но наиболее полно они были изложены в декларации по окружающей среде и развитию, принятой Конференцией ООН, состоявшейся в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия).
    В настоящее время международно-правовой механизм ООС зиждется на следующих принципах:
    принцип защиты ОС на благо нынешних и будущих поколений, суть которого сводится к обязанности государств сотрудничать на благо настоящего и будущего поколений, принимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества ОС, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рационально и научно обоснованному управлению природными ресурсами;
    принцип недопустимости трансграничного ущерба запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным системам окружающей среды и районов общего пользования, и подразумевает ответственность государств за нанесение экологического ущерба системам ОС других государств и районов общего пользования;
    принцип экологически обоснованного, рационального использования природных ресурсов связан с тем, что исчерпание таких невозобновляемых природных ресурсов, как нефть, газ, уголь, в современных условиях неразработанности проектов альтернативных источников энергии может привести к краху техногенной цивилизации; истощение же запасов воздуха и питьевой воды поставит под вопрос само существование человечества. Но, несмотря на очевидную важность этого принципа, его реализация затруднена, прежде всего чрезмерно общим определением его содержания. Суть реализации принципа состоит в поддержании природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, а также в научно обоснованном управлении живыми ресурсами;
    принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования атомной энергии. Формирование и утверждение этого принципа идет как договорным, так и обычным путем, с соблюдением государствами существующей международной практики;
    принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: предпринимать все действия по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить прямо или косвенно ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения, а также чтобы загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не распространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют свои суверенные права;
    принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, причинения ущерба или причинения вреда любому государству;
    принцип обеспечения экологической безопасности отражает прежде всего глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области защиты окружающей среды. Элементами этого принципа можно считать обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды;
    принцип контроля за соблюдением международных до говоров по ООС предусматривает создание, кроме национальной, также и системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды, которые должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международно-признанных критериев и пара метров;
    принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб ОС предполагает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля. Пока этот принцип окончательно не сложился, но его признание постепенно расширяется.

  4. Природные ресурсы находятся на оболочке земной поверхности, запасы их огромны и разнообразны. Человечество взаимодействует с природой для своего существования, для производственной деятельности и среды обитания. Ресурсы, которыми нас снабжает природа влияют не только на настроение людей, а главное на здоровье человека. Но с появлением городов, полей, заводов, фабрик, каналов, дорог и пр., т.е. антропогенных ландшафтов в отличии от природных, человечество стало выбирать из природы ресурсов все больше и больше, загружая ее отходами от своей хозяйственной деятельности. Распределение мировых природных ресурсов на Земле крайне неравномерно не только по отдельным странам, но и по континентам. В зависимости от этого некоторые страны, которых меньшинство, такие как Россия, Китай, США почти полностью обеспечены всеми природными ресурсами. В меньших размерах к ним относятся Австралия, Индия, Бразилия. Важна еще доля площади, неосвоенной добычей природных ресурсов. В России она составляет от 50% до 60, в силу своей огромной территории опережает Бразилию, Австралию, Канаду. Существует ряд регионов, обладающих одним видом природного ресурса, например, страны Ближнего и Среднего Востока имеют большие запасы нефти и газа, Замбия, Заир и Чили — запасы меди, Марокко фосфориты.

    Ресурсообеспеченность страны определяется не только величиной запасов, но и такими факторами, как количеством времени на которое хватит этих этих запасов, масштабов добычи на душу населения. Ученые рассчитали, что минерального топлива хватит на 1000 лет, но с ростом потребления возможно намного меньше. Есть вид природных ресурсов, которые возобновляются, а вот минеральные ресурсы (их около 200 видов) относятся к не возобновляемым. Топливные полезные ископаемые имеют осадочное происхождение и подчиняются геологическим закономерностям. Расположение на Земле мировых природных угольных ресурсов выглядит таким образом: 15% земной суши занимают 3,6 тысяч угольных бассейнов. Угольные запасы имеются в 75 странах и составляют 14,810 тр. т. Из них разведанных 1,25 тр. т. в том числе 60% — каменный уголь, бурый 40%. Экономически развитые страны имели больше возможностей для разработки полезных ископаемых, поэтому на их территориях находится 90% разведанных запасов. Несколько в меньшей степени ими обладают Китай и Индия. А вот 86% нефти находится на территориях развивающихся стран в основном в Юго-западной Азии, в Персидском заливе. Существует свыше 50 тысяч нефтяных месторождений. Разведанные запасы составляют такие цифры по странам в млрд т.:Россия — 20, Саудовская Аравия — 35,81, Кувейт — 13,3, Ирак — 15,1, Иран — 12,3, ОАЭ — 12,6, Мексика — 4, Ливия — 3,8, Китай — 3,3, Нигерия — 3,1, США — 3,7, Норвегия — 1,2, Алжир — 1,2.
    мировые природные ресурсы Мировые природные ресурсы газа в недрах Земли расположены иначе и карта выглядит таким образом: 1-е место здесь занимает СНГ, 2-ое Юго-Западная Азия, далее по убывающей: Европа, Юго-Восточная Азия, Северная и Латинская Америка.
    Энергетические запасы, их распределение определяют жизненный уровень и социально-экономическое положение государств. Географическая среда в жизни общества играет большую роль и ее нельзя недооценивать. В тоже время
    человечество стоит перед дилеммой: все большей необходимости в использовании мировых природных ресурсов, а с другой стороны — как сохранить окружающую среду от загрязнения. Существует понятие географическая среда, которая постоянно взаимодействует с природой и обществом, и понятие окружающая среда. И та, и другая необходима человечеству для его материальной и духовной жизни. Немаловажный фактор — как географическая среда влияет на здоровье людей и это в последнее время очень волнует человечество.

  5. МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПО РЕШЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

    Экологические проблемы в настоящее время все в большей степени носят глобальный характер, они универсальны и взаимообусловлены. Это предполагает разработку общих предложений и мер независимо от географического расположения стран и уровня их экономического развития. Но различные страны мира имеют не одинаковые возможности осуществления программ оздоровления окружающей среды. Поэтому здесь важны международное сотрудничество и помощь мирового сообщества.
    Бурно идущие в мире процессы глобализации накладывают свой отпечаток на экологические проблемы. Деградация биосферы планеты отрицательно сказывается на мировом развитии не только сейчас, еще более опасна такая ситуация для будущего.
    В международном сотрудничестве в области природопользования за последние 30 – 35 лет произошли следующие изменения: расширение географии, втягивание новых регионов и стран, изменения форм и методов взаимодействия, переход от договоренностей по охране или воспроизводству отдельных видов ресурсов к постановке глобальных задач. В основе этих тенденций лежит понимание всемирного характера эколого-экономических проблем, обостряющихся в современных условиях, а также осознание того факта, что решаться эти проблемы могут только совместными усилиями.
    Развитие международного сотрудничества в деле природоохраны облегчает решение многих проблем природопользования и возможность выработки общих принципов действия для достижения желаемых целей. Переход к устойчивому развитию — глобальный, мировой процесс, и все государства должны двигаться к нему едиными уси¬лиями и общим путем.
    В этом процессе проявляются деидеологизация межгосударственных отношений, «верховенство общечеловеческой идеи».
    Выделяют следующие периоды формирования современной системы международного экологического сотрудничества:
    1 этап (1913 – 1948): попытки объединения усилий различных стран в целях защиты природы в рамках международных конференций; нет поддержки правительства, нет выработки практических мер по охране, только информационный характер.
    2 этап (1948 – 1968): изменение концептуального подхода к проблемам окружающей среды: смена концепции защиты природы как сохранения отдельных природных объектов концепцией охраны природы, предполагающей рациональное, комплексное использование естественных ресурсов; создание ООН, МСОП.
    3 этап (1968 – 1992): активизация многостороннего международного экологического сотрудничества; принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюции о роли благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека; создание по решению Стокгольмской Конференции ООН по окружающей среде (1972) ЮНЕП и т.п.;
    4 этап (с 1992 по настоящее время): 1992 г — Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро; разработана концепция устойчивого развития, принята «Повестка дня на 21 век» и т.п.
    Современная система международного экологического сотрудничества объединяет следующие направления:
    •парламентское сотрудничество (координация законодательной деятельности, разработка модельных законов в сфере экологии);
    •взаимодействие исполнительных структур отдельных государств;
    •конвенционное регулирование природоохранной деятельности путем заключения договоров и других видов международных соглашений, предполагающий единый подход разных стран к решению конкретных экологических проблем;
    •научно-техническое сотрудничество
    •экологическое сотрудничество общественных организаций, деловых кругов, проведение международных экологических форумов и т.д.
    Возможные механизмы предотвращения или компенсации негативных последствий глобальных экстерналий:
    1) механизм интернализации глобальных экстерналий: посредством этого страны – «экологические потребители» (большинство развитых стран), производящие негативные воздействия на биосферу, должны платить и компенсировать глобальные экологические издержки в первую очередь странам – «экологическим донорам» (в их число входит Россия).
    2) международные соглашения – для обеспечения полного отражения стоимости общественных благ, используемых совместно в глобальных масштабах, охраны этих ресурсов.
    3) создание мировым сообществом специальных механизмов и фондов, которые должны способствовать ограничению природоразрушающих тенденций и стимулировать сохранение оставшихся на планете в естественном состоянии экосистем.
    В этой области таким целевым фондом является Глобальный экологический фонд (ГЭФ), образованный для смягчения глобальных экологических проблем. Данный фонд должен способствовать охране глобальных общественных благ, которая неэффективна на национальном уровне, и стать инструментом компенсации странам, поддерживающим сохранность глобальной экосистемы.
    4) создание новых глобальных нетрадиционных рынков, механизмов и экономических инструментов, направленных на эффективное выполнение экологических ограничений и сохранение глобальных экологических благ.
    В настоящее время в рамках отдельных стран созданы элементы экономических механизмов, которые могут быть использованы для формирования международного эколого-экономического порядка компенсации странам, осуществляющим глобальные экосистемные услуги. Например: рыночные механизмы Киотского протокола по продаже квот на выбросы парниковых газов и содействие лесовосстановлению для связывания углерода,
    • экономические инструменты Монреальского протокола по предотвращению истощения озонового слоя,
    • механизм продажи квот на выбросы сернистых газов в США и др.
    5) учет расходов на охрану окружающей среды в счет погашения внешнего долга (так называемый «обмен долги — природа») – перспективный механизм, с помощью которого страны — «экологические доноры» могут получить экономические выгоды от своего вклада в глобальную экологическую устойчивость.
    Такой вариант трансформации национальных долгов был предложен странами-кредиторами Парижского клуба в 1990 г.
    Механизм «долги — природа» состоит в том, что кредитор (отдельная страна, группы стран, транснациональные корпорации, международные неправительственные организации) договаривается со страной-должником о соглашении, в соответствии с условиями которого кредитор прощает долг или его часть в обмен на обязательство страны-должника выделить средства на охрану окружающей среды, выполнить определенные экологические обязательства (часто это проекты по сохранению глобальных общественных благ: климату, озоновому слою, биоразнообразию).
    Обмены «долги — природа» являются по своей сути рыночным механизмом, использованием спроса на долги и предложения долгов для сохранения природных систем и процессов глобального значения при повышенном на них «спросе» в развитых странах и готовности стран-должников «предложить» их сохранение в обмен на сокращение долгового бремени. К настоящему времени в мире уже накоплен практический опыт в применении этого механизма.
    Среди стран с переходной экономикой данный механизм эффективно используется Польшей и Болгарией. Так, Польше удалась «экологическая конвертация» значительной части своего долга США, Швейцарии, Франции, Финляндии. Польский эко¬логический фонд составлял 470 млн долл. в 1995 году.
    Важным результатом обменов «долги — природа» является их способность повлиять на долгосрочную экологическую деятельность, обеспечить стабильный источник финансирования, что существенно для масштабных и длительных экологических программ.

  6. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ ПО ВИДАМ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

    В настоящее время отношения непосредственно в сфере природопользования регулируются более чем 20 законодательными актами Российской Федерации, принятыми ещё в 1991-1997 гг. Для обеспечения реализации указанных законов принято более 100 постановлений и распоряжений Правительства РФ.
    Необходимо повысить контроль за исполнением природоохранительного законодательства, для чего должна быть усовершенствована организация системы правоохранительных и природоохранных органов, улучшено взаимодействие между ними и усилены координирующая и надзорная функции органов прокуратуры.
    Требует совершенствования действующая система статистической отчетности, которая характеризовала бы не столько общую ситуацию с экологической преступностью, сколько результаты работы правоохранительных органов
    Законодательная и нормативно-правовая база и система нормативов качества окружающей среды и допустимого воздействия на нее должны быть ориентированы на поэтапное решение экологических проблем (и создание механизмов для этого) при строгом соблюдении нормативов и лимитов, соответствующих каждому этапу, поскольку на основе принятия строгих законов (декларирующих исключение возможности негативного воздействия на окружающую среду) и утверждения жестких стандартов, подлежащих безотлагательному соблюдению, невозможно быстро ликвидировать вредное воздействие на окружающую среду, а тем более устранить экологическую проблему как таковую. Законодательная и нормативно-правовая база должна обеспечивать условия для достижения экологически безопасных уровней воздействия на окружающую природную среду наиболее экономически эффективными средствами.
    Стратегия природопользования обладает спецификой применительно к различным видам природных ресурсов, при этом основные различия существуют между возобновимыми и невозобновимыми ресурсами.
    Главным принципом устойчивости при использовании возобновимых природных ресурсов является их полное количественное и качественное воспроизводство. В качестве лимитирующего фактора при этом выступают не столько объемы использования ресурсов, сколько возможности их воспроизводства.
    Принцип неистощительного природопользования применительно к невозобновимым ресурсам имеет иное содержание по сравнению с возобновимыми. Капитал, заключенный в невозобновимых природных ресурсах, должен, например, при отработке месторождений переходить в иные формы капитала: финансовый, основные фонды предприятий, «человеческий» капитал и другие (то есть сохранять форму капитала). Важно, чтобы рентная составляющая доходов, получаемых в результате добычи полезных ископаемых, учитывалась и эквивалентные суммы расходовались затем на накопление, а не на потребление.
    При этом весьма важным моментом является возможное изменение структуры потребления природных ресурсов в пользу возобновимых, при относительном и абсолютном снижении объемов добычи невозобновимых ресурсов, а также изменение структуры потребления самих возобновимых природных ресурсов. В этой связи все более широкое применение в практике хозяйствования должны находить возобновимые источники энергии. Это одно из важнейших направлений ресурсопользования, на котором должны быть сосредоточены усилия науки.

  7. ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

    Окружающей природной средой или природной средой называется та часть природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и хозяйственной деятельности.
    Хотя вторая половина XX в. — это время невиданных ранее темпов экономического роста, однако он во все большей мере стал осуществляться без надлежащего учета возможностей окружающей природной среды, допустимых хозяйственных нагрузок на нес. В результате происходит деградация окружающей природной среды.
    Экологическая проблема — одна из глобальных проблем современности. Она тесно связана с вопросами ресурсодефицитности, экологической безопасности и экологического кризиса. Одним из путей разрешения экологической проблемы является путь «устойчивого развития», предложенный в качестве основной альтернативы развития человеческой цивилизации.
    Нерациональное природопользование
    В качестве примера деградации окружающей природной среды в результате нерационального природопользования можно привести обезлесение и истощение земельных ресурсов. Процесс обезлесения выражается в сокращении площади под естественной растительностью, и прежде всего лесной. По некоторым оценкам, во время возникновения земледелия и скотоводства лесами было покрыто 62 млн км2 суши, ас учетом кустарников и перелесков — 75 млн км2, или 56% всей се поверхности. В результате продолжающегося уже 10 тыс. лет сведения лесов их площадь сократилась до 40 млн км2, а средняя лесистость — до 30%. В наши дни сведение лесов продолжается все более быстрыми темпами: ежегодно уничтожается около 100 тыс. км2. Лесные массивы исчезают по мере расширения запашки земли и пастбищ, роста заготовки древесины. Особенно угрожающее положение сложилось в зоне тропических лесов, прежде всего в таких странах, как Бразилия, Филиппины, Индонезия, Таиланд.
    В результате процессов деградации почвы ежегодно из мирового сельскохозяйственного оборота выбывает около 7 млн га плодородных земель. Главными причинами этого процесса являются растущая урбанизация, водная и ветровая эрозия, а также химическая (засорение тяжелыми металлами, химическими соединениями) и физическая (разрушение почвенного покрова при горных, строительных и других работах) деградация. Процесс деградации почв особенно интенсивно протекает на засушливых землях, которые занимают около 6 млн км2 и в наибольшей мере присущи Азии и Африке. В пределах засушливых земель расположены и главные районы опустынивания, где вследствие высоких темпов роста сельского населения перевыпас скота, сведение лесов и нерациональное орошаемое земледелие приводят к антропогенному опустыниванию (60 тыс. км2 ежегодно).
    Загрязнение природной среды отходами
    Другая причина деградации природной среды — загрязнение ее отходами производственной и непроизводственной деятельности человека. Эти отходы делятся на твердые, жидкие и газообразные.
    Показательны следующие расчеты. В настоящее время на одного жителя Земли в среднем ежегодно добывается и выращивается около 20 т сырья. При этом только из недр извлекается 50 км3 ископаемых пород (более 1000 млрд т), которые с использованием энергетической мощности в 2500 Вт и 800 т воды превращаются в 2 т конечного продукта, из которого 50% выбрасывается сразу, остальное идет в отложенные отходы.
    В структуре твердых отходов преобладают промышленные и горно-промышленные отходы. В целом и надушу населения они особенно велики в России, США, Японии. Подушевому показателю твердых бытовых отходов лидерство принадлежит США, где на каждого жителя в год приходится 800 кг мусора (на одного жителя Москвы — 400 кг).
    Жидкими отходами загрязняется прежде всего гидросфера, причем главными загрязнителями здесь выступают сточные воды и нефть. Обший объем сточных вод в начале XXI в. составил около 1860 км3. Для разбавления единицы объема загрязненных сточных вод до приемлемого к использованию уровня требуется в среднем от 10 до 100 и даже 200 единиц чистой воды. На Азию, Северную Америку и Европу приходится около 90% всего мирового сброса сточных вод.
    В итоге деградация водной среды в наши дни приняла глобальный характер. Примерно 1,3 млрд человек пользуется в быту только загрязненной водой, а 2,5 млрд испытывают хронический недостаток пресной воды, что служит причиной многих эпидемических заболеваний. В силу загрязнения рек и морей снижаются возможности рыболовства.
    Большую тревогу вызывает загрязнение атмосферы пылевидными и газообразными отходами, выбросы которых непосредственно связаны со сгоранием минерального топлива и биомассы, а также с горными, строительными и другими земляными работами (2/звсех выбросов приходится на развитые страны Запада, в том числе на США — 120 млн т). Примерами главных загрязнителей обычно служат твердые частицы, диоксид серы, окислы азота и оксид углерода. Ежегодно в атмосферу Земли выбрасывается около 60 млн т твердых частиц, которые способствуют образованию смога и понижают прозрачность атмосферы. Диоксид серы (100 млн т) и оксиды азота (около 70 млн т) являются главными источниками образования кислотных дождей. Масштабным и опасным аспектом экологического кризиса является воздействие на нижние слои атмосферы парниковых газов, прежде всего диоксида углерода и метана. Диоксид углерода поступает в атмосферу в основном в результате сгорания минерального топлива (2/3 всех поступлений). Источниками поступления в атмосферу метана служат сжигание биомассы, некоторые виды сельскохозяйственного производства, утечка газа из нефтяных и газовых скважин. Международное сообщество решило снизить выбросы углекислого газа на 20% к 2005 г. и на 50% к середине XXI в. В развитых странах мира для этого были приняты соответствующие законы и постановления (например, специальный налог на выброс углекислого газа).
    Оскудение генофонда
    Одним из аспектов проблемы окружающей среды является уменьшение биологического разнообразия. Биологическое разнообразие Земли оценивается в 10-20 млн видов, в том числе на территории бывшего СССР — 10-12% общего количества. Урон в данной сфере уже достаточно ощутим. Это происходит из-за разрушения среды обитания растений и животных, чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов, загрязнения окружающей среды. По подсчетам американских ученых, за последние 200 лет на Земле исчезло около 900 тыс. видов растений и животных. Во второй половине XX в. процесс сокращения генофонда резко ускорился, и при сохранении существующих тенденций за последнюю четверть века возможно исчезновение 1/5 всех видов, населяющих ныне нашу планету.
    Проблемы промышленного использования природных ресурсов в России в начале XXI в.
    Экологическая обстановка в нашей стране определяется двумя факторами: уменьшением расходов на охрану окружающей среды, с одной стороны, и меньшими, чем ранее, масштабами хозяйственной деятельности — с другой.
    Так, например, в 2000 г. в России действовала почти 21 тыс. предприятий, имеющих выбросы в атмосферу. Эти выбросы составили (включая автомобили) более 85 млн г, из них почти 16 млн — без всякой очистки. Для сравнения — в СССР выбросы от стационарных источников и автомобильного транспорта составляли в середине 80-х гг. 95 млн т, в России начала 90-х — около 60 млн т. Наибольшими загрязнителями воздушного бассейна в современных условиях являются Сибирский и Уральский федеральные округа. На них приходилось около 54% общего объема выбросов по стационарным источникам.
    По данным Государственного водного кадастра, в 2000 г. суммарный забор воды из природных объектов составил 86 км3(из них более 67 км3 было использовано на хозяйственно-питьевые, производственные нужды, орошение и сельскохозяйственное водоснабжение). Суммарный объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные превысил 20 км3, из них 25% приходится на Центральный ФО. В СССР этот показатель равнялся 160 км3, в России 90-х гг. — 70 км3 (40% из них неочищенные или недостаточно очищенные).
    В 2000 г. в целом по России образовалось более 130 млн т токсичных отходов. Были полностью использованы и обезврежены только 38% отходов. Наибольшее их количество образовалось в Сибирском ФО (31% всей РФ). Если говорить о твердых отходах в целом, то в СССР их образовывалось ежегодно около 15 млрд т, в России начала 90-х гг. — 7 млрд т.
    Таким образом, хотя в России 90-х гг. из-за экономического кризиса происходило резкое снижение выбросов всех видов отходов, последующий экономический рост приводит к увеличению объема отходов, загрязняющих окружающую среду.

  8. ОСОБЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

    В настоящее время сложились две принципиально отличающиеся методологические концепции оценки — затратная и рентная.
    В основе определения экономической оценки природных ресурсов как продуктов труда лежит так называемая затратная концепция. качества природных благ, согласно затратной концепции, выступает дополнительным фактором меры ценности. качество сельскохозяйственных земель выражается в плодородии и уровне затрат на единицу продукции, поэтому при оценке конкретного участка земли предлагается учитывать урожайность и текущие затраты. затратная концепция легла в основу многих методических разработок по оценке воды, стоимостной оценке лесных и минерально-сырьевых ресурсов и др.
    Второй вид концепции — рентная концепция. суть состоит в том, что она определяется размером приносимой данным ресурсом дифференциальной ренты. дифференциальная рента показывает экономический выигрыш, который получает народное хозяйство в силу более благоприятных природных свойств оцениваемого ресурса (лучшего качества, удобства местоположения и т.п.).
    Выделяют еще несколько методических подходов к экономической оценке природных ресурсов. концепция альтернативной стоимости состоит в оценке при¬родных объектов и ресурсов через упущенный доход или выгоду, которые можно было бы получить при использовании данных компонентов природы в других целях. концепция общей экономической ценности (стоимости). ее величину определяется суммированием «стоимости использования и стоимости неиспользования» природного блага. стоимость использования определяется количественно (напри¬мер, стоимость древесины, лекарственных растений, продукции охоты и рыболовства и т.п.). стоимость же неиспользования это категория, трудно поддающаяся количественной оценке, ведь речь идет об эстетической ценности природы как таковой.
    Экономическая оценка природных ресурсов применяется для:
    определения стоимости природных ресурсов;
    выбора оптимальных параметров их эксплуатации (использования);
    определения экономической эффективности инвестиций в природно-ресурсный комплекс;
    определения убытков от нерационального и не комплексного использования природных ресурсов;
    отражения оценки доли природных ресурсов в структуре национального богатства;
    установления платежей и акцизов за пользование природными ресурсами;
    определения залоговой стоимости природных объектов и ресурсов;
    прогнозирования и планирования использования природных ресурсов;
    определения величины компенсационных платежей, связанных с выбытием или
    изменением целевого назначения природных ресурсов;
    решения других задач, связанных с рациональным использованием природных ресурсов.

  9. Экология — одна из наиболее актуальных проблем современности. Вопреки всем декларациям о праве человека на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, по-прежнему экономические интересы преобладают над экологическими. В результате истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. В этой статье мы обратились к некоторым проблемам правового регулирования в сфере охраны окружающей среды. Но разговор не окончен.

    Цель исследований: изучить основные проблемы, возникающие между экономикой и экологией.

    Зеленая — ориентированная на экологию — экономика для современных зарубежных стран стала необходимостью. В нашей стране подобный курс только начинает набирать обороты. Действительность такова, что без оглядки на экологию уже сейчас сложно вводить новые технологии. Кроме того, производство, негативно влияющее на природу, становится дорогим и экономически необоснованным. Однако для дальнейшего развертывания зеленой экономики в РФ потребуется введение новых регламентирующих и систематизирующих документов федерального уровня при условии ужесточения ответственности за нарушение норм, призванных охранять окружающую среду.

    В XXI веке проблемы экологии из вторичных проблем превращаются в основные. В большинстве постиндустриальных стран зародился так называемый зеленый курс в экономике, другими словами «зеленая экономика». Этот тип экономики выполняет несколько функций. Во-первых, это рост благосостояния населения и обеспечение социальной справедливости, во-вторых, это защита окружающей среды.

    Важными чертами «зеленой экономики» являются сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу, экономичное использование природных богатств, защита биоразнообразия и рост доходов населения, эффективное использование энергии.

    В перспективе планируется мобилизовать глобальную экономику и увеличить рост инвестиций в природные технологии. Эти меры позволят стимулировать экологизацию многих современных экономик, избежать катастрофических последствий глобального изменения климата и минимизировать использование невозобновимых полезных ископаемых.

    На сегодняшний день правовое согласование экологической и энергетической политики на международном уровне стало основной проблемой. В свете кардинальных преобразований особая роль отведена четкому определению мирового энергобаланса. Решением этой дилеммы может стать увеличение объемов использования возобновляемой энергетики. Данный способ позволит обеспечить энергетическую безопасность и сократить уровень негативного воздействия на окружающую среду.

    В большей степени современные модели экономики удовлетворяют свои энергетические потребности за счет невозобновимых природных ресурсов. Однако еще в 2003 году в докладе Генерального секретаря ООН «Энергетика и транспорт» отмечалась необходимость использования технологий возобновляемых источников энергии. При этом проведение такого политического курса должно обеспечиваться надлежащим государственным контролем.

    Особую роль в сфере экологии принадлежит экологическому надзору. Надзор в сфере охраны окружающей среды имеет фундаментальное значение для обеспечения экологического благополучия. Но сегодня в России можно говорить о низком качестве государственного регулирования охраны окружающей среды. Причиной такого положения дел является то, что эта функция долгое время была раздроблена между целым рядом федеральных органов исполнительной власти.

    Международные стандарты и тенденции ставят перед современными странами задачи перехода к устойчивому развитию «зеленого» курса в экономике и политике, повышению качества жизни людей за счет улучшения состояния окружающей среды.

    Переход всех функций и полномочий государственного регулирования охраны окружающей среды в Минприроды России в июне 2008 года создал организационные возможности для изменения сложившейся ситуации. В связи с этим специалистами ведомства были определены современные проблемы контроля и надзора в сфере охраны окружающей среды:

    1) ликвидация государственной экологической экспертизы;

    2) возможность предприятий оказывать неограниченное воздействие на окружающую среду;

    3) отсутствие экономических стимулов для перехода на «зеленые» технологии;

    4) государство не имеет объективной информации о состоянии окружающей среды;

    5) минимальные штрафы за нарушение экологического законодательства.

    Огромную роль в сфере охраны окружающей среды имеют экономические рычаги. Экономические методы охраны окружающей среды имеют свою специфику. Государство, являясь связующим звеном между субъектами хозяйственных отношений и экологией, играет роль распределителя нагрузки на окружающую среду. Сегодняшний курс модернизации и инноваций ослабляет ответственность за нарушение «зеленого» законодательства.

    Анализ зарубежного опыта подтверждает факт того, что ужесточение мер ответственности не сможет стимулировать предпринимателей к соблюдению правил в области охраны окружающей среды. В качестве «работающих» методов могут стать налоговые льготы и освобождения. Для отечественной практики эта тема является новой, однако, не менее актуальной. Для реализации европейского опыта мы вынуждены вносить соответствующие изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ и другое связующее федеральное законодательство.

    Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Зачастую самые незначительные проступки могут привести к природным катастрофам. При современном развитии общественных отношений недобросовестные граждане РФ продолжают загрязнять, разворовывать и уничтожать окружающую их природу. Несмотря на европейские механизмы пряника, в РФ без кнута не обойтись. Действующее законодательство предусматривает административную и уголовную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды.

  10. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАН ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ.
    СПЕЦИФИКА ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОСТОИТ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, В ТОМ, ЧТО ОНИ КАСАЮТСЯ КАЖДОГО ЖИВУЩЕГО НА ЗЕМЛЕ ЧЕЛОВЕКА, ТРЕБУЮТ ДЛЯ СВОЕГО РЕШЕНИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ УСИЛИЙ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. НАКОНЕЦ, ОНИ ВСЕ НАХОДЯТСЯ В ТАКОЙ СЛОЖНОЙ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ, ЧТО РЕШЕНИЕ ОДНОЙ ИЗ НИХ НЕВОЗМОЖНО БЕЗ УЧЁТА ДРУГИХ ПРОБЛЕМ.
    ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЗАКОНОМЕРНО ПРЕДПОЛАГАЕТ ГУМАНИЗАЦИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ПОЛИТИКА ВЕДЁТСЯ РАДИ ЛЮДЕЙ, ЧТО ИНТЕРЕСЫ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ПРАВА ВЫШЕ ПРЕРОГАТИВ ГОСУДАРСТВА: НЕ ЛЮДИ ЖИВУТ РАДИ ГОСУДАРСТВА, А ГОСУДАРСТВО ФУНКЦИОНИРУЕТ РАДИ ЛЮДЕЙ, ПРИЗВАНО БЫТЬ ИХ ОРУЖИЕМ, СРЕДСТВОМ, А НЕ САМОЦЕННОСТЬЮ. ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ – СЛУЖЕНИЕ ЛЮДЯМ. ОДНАКО ИДЕЯ ВЕРХОВЕНСТВА НЕ ДОЛЖНА ПРЕВРАЩАТЬСЯ В АБСОЛЮТ, ОТРЫВАТЬСЯ ОТ РЕАЛЬНОСТЕЙ БЫТИЯ.
    ВЗАИМОСВЯЗЬ, МАСШТАБНОСТЬ И ДОЛГОВРЕМЕННОСТЬ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПО-НОВОМУ СТАВИТ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ ВОПРОС О ТОМ, КАК НЕЙТРАЛИЗОВАТЬ ИЛИ ХОТЯ БЫ ОСЛАБИТЬ ИХ. РЕЧЬ ИДЁТ О НЕОБХОДИМОСТИ СОВМЕСТНОГО КОЛЛЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ЗАДАЧ, ОБЪЕДИНЕНИЯ УСИЛИЙ ВСЕХ СТРАН МИРА И ВСЕХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ ПЛАНЕТЫ. НА КАКИХ ОСНОВАХ ЭТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?
    ПОНЯТНО, ЧТО ПЕРВЫМ И ГЛАВНЫМ УСЛОВИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ МИР, МИРНОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЗКОЕ СОКРАЩЕНИЕ ВОЕННЫХ ЗАТРАТ.
    ДРУГИМ УСЛОВИЕМ ВЫСТУПАЕТ ВСЕСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО, ВЗАИМНЫЙ УЧЁТ ИНТЕРЕСОВ, РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБОГАЩЕНИЕ ЕЁ ДОСТИЖЕНИЯМИ ВСЕХ ГОСУДАРСТВ. ВСЕ НАРОДЫ СЕГОДНЯ ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ТРУДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ И ЗАНОВО ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ ПРАКТИКУ СВОЕЙ ЖИЗНИ, ПОЛИТИКУ СВОИХ ГОСУДАРСТВ, ПЕРЕОЦЕНИТЬ СВОИ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ. НЕОБХОДИМО ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ РАСШИРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА САМЫХ РАЗНЫХ УРОВНЯХ – ДВУСТОРОННЕМ, МНОГОСТОРОННЕМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И ВСЕМИРНОМ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНСТИТУТОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ, И, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ООН.
    НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЭТОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОТКРЫВАЕТ ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ В МИРЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЛИКВИДАЦИИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ДВУХ СИСТЕМ, КРАХА ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ И СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ. ЗНАЧИТЕЛЬНО СПАЛА НАПРЯЖЁННОСТЬ, НАЧАЛОСЬ СОКРАЩЕНИЕ ЯДЕРНЫХ АРСЕНАЛОВ, ЧИСЛЕННОСТИ ВОЙСК, РАЗВЕРНУЛСЯ ПРОЦЕСС МИРНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ.
    В ЭТИХ УСЛОВИЯХ ПОЯВИЛАСЬ ВОЗМОЖНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОРЯДКА НА ОСНОВЕ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН И ПОВЫШЕНИЕ МЕРЫ УПРАВЛЯЕМОСТИ МИРОМ.
    КАК ПОКАЗЫВАЕТ ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА, ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ДЕЛЕ РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПРИНЦИПИАЛЬНО ВАЖНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ СОЗДАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ, БЛАГОПРИЯТНЫХ ПАРАМЕТРОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ СРЕДЫ.
    14 Почв(ба)УЗР

  11. ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.
    ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВСЕГДА ИСПОЛЬЗОВАЛО ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ КАК ИСТОЧНИК РЕСУРСОВ, НО В ТЕЧЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ВРЕМЕНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕ ОКАЗЫВАЛО ЗАМЕТНОГО ВЛИЯНИЯ НА БИОСФЕРУ. ТОЛЬКО В КОНЦЕ ПРИШЛОГО ВЕКА ИЗМЕНЕ-НИЕ БИОСФЕРЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАТИЛИ НА СЕБЯ ВНИМАНИЯ УЧЕНЫХ. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ИЗМЕНЕНИЯ, НАРАСТАВШИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ НЫНЕШНЕГО СТОЛЕТИЯ, ОБРУШИЛИСЬ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ ЛАВИННЫМ ПОТОКОМ. ЧЕЛОВЕК НАРАЩИВАЕТ ТЕМПЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, СТРЕМЯСЬ К УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ, НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ О ПОСЛЕДСТВИЯХ. ПРИ ТАКОМ ПОДХОДЕ ОГРОМНАЯ ЧАСТЬ ВЗЯТЫХ ОТ ПРИРОДЫ РЕСУРСОВ ВОЗВРАЩАЕТСЯ ЕЙ В ВИДЕ ОТХОДОВ, ВРЕДНЫХ И НЕПРИГОДНЫХ ДЛЯ УТИЛИЗАЦИИ.
    ЕЖЕГОДНО ИЗ НЕДР ЗЕМЛИ ИЗВЛЕКАЕТСЯ 100 МЛРД. ТОНН МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, ВКЛЮЧАЯ ТОПЛИВНЫЕ, ИЗ КОТОРЫХ 90 МЛРД. ТОНН ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ОТХОДЫ. В НАЧАЛЕ XX ВЕКА В ХОЗЯЙСТВЕ ЧЕЛОВЕКА ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ ОКОЛО 20 ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ТАБЛИЦЫ МЕНДЕЛЕЕВА, А СЕЙЧАС — БОЛЕЕ 90. ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ВОЗРОСЛО В 25 РАЗ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 40 ЛЕТ, А ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА В 10-100 РАЗ БОЛЬШЕ. ЗАПАСЫ РУД БЫСТРО ИСЧЕРПЫВАЮТСЯ, А ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В МЕТАЛЛЕ ЗА ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ XX ВЕКА УВЕЛИЧИЛАСЬ В ДЕСЯТКИ РАЗ.
    РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ — ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ СЕГОДНЯШНИХ ПРОБЛЕМ. КОМПЛЕКСНАЯ ПЕРЕРАБОТКА СЫРЬЯ, ЗАМЕНА МНОГОСТАДИЙНЫХ ПРОЦЕССОВ ОДНОСТАДИЙНЫМИ, ИЗВЛЕЧЕНИЕ ЦЕННЫХ ВЕЩЕСТВ ИЗ СТОЧНЫХ ВОД, ПЕРЕХОД ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПЕРЕРАБОТКИ ИЗ ЖИДКОЙ ФАЗЫ В ГАЗОВУЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВМЕСТО ВОДЫ ДРУГИХ РАСТВОРИТЕЛЕЙ — ПУТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ.
    РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЧВЕННЫХ РЕСУРСОВ — НЕ МЕНЕЕ ВАЖНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ВРЕМЕНИ. ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ СНИЖЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ В СВЯЗИ С ВНЕСЕНИЕМ ИЗБЫТОЧНОГО КОЛИЧЕСТВА УДОБРЕНИЙ ИЛИ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ, НЕВЕРНОЕ ВЕДЕНИЕ СЕВООБОРОТА.
    СОКРАЩЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПЛОЩАДЕЙ И ДЕГРАДАЦИЯ ЛЕСОВ — ОБЕЗЛЕСЕНИЕ — СТАЛИ ОДНОЙ ИЗ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ. С РАЗВИТИЕМ ЦИВИЛИЗАЦИИ ПОВЕРХНОСТЬ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ, КОТОРАЯ РАНЬШЕ БЫЛА ЗАНЯТА ЛЕСНЫМИ МАССИВАМИ, РЕЗКО ИЗМЕНИЛАСЬ, И СЕЙЧАС ВСЕ ЛЕСА ЗАНИМАЮТ ЛИШЬ ТРЕТЬ ПОВЕРХНОСТИ СУШИ. ПРИЧИНОЙ ОБЕЗЛЕСЕНИЯ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ — ПОТРЕБНОСТЬ В ТОПЛИВЕ. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ НЕОБХОДИМО, Т.К. ЕСЛИ ПРОИЗОЙДЕТ ПОЛНАЯ ВЫРУБКА ЛЕСА, ТО РЕЗКО УМЕНЬШИТСЯ ВЫРАБОТКА КИСЛОРОДА.
    ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ НЕ ТАК ВЕЛИКА И ВСЕ ПРИРОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОТЕКАЮЩИЕ НА НЕЙ, ТЕСНО ВЗАИМОСВЯЗАНЫ. УНИЧТОЖЕНИЕ ЛЕСНЫХ МАССИВОВ В ОДНОЙ СТРАНЕ ПРИВОДИТ К СОКРАЩЕНИЮ ПРИРОДНЫХ БОГАТСТВ ВСЕЙ ПЛАНЕТЫ, ВЫБРОСЫ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ НА ОДНОМ КОНТИНЕНТЕ МОГУТ ВЫЗВАТЬ РАК КОЖИ У ЛЮДЕЙ, ЖИВУЩИХ В ДРУГИХ ЧАСТЯХ СВЕТА, ПОСТУПЛЕНИЕ В АТМОСФЕРУ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА В ОДНОМ МЕСТЕ УСКОРЯЕТ ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА ПЛАНЕТЫ В ЦЕЛОМ.

    14Почв (ба)УЗР

  12. ГЛОБАЛЬНЫЕ МИРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
    К ГЛОБАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ СОВРЕМЕННОСТИ ОТНОСЯТСЯ:
    1)ПРОБЛЕМА СЕВЕР-ЮГ;
    2)ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ;
    3)ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА;
    4)ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА;
    5)ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИИ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ;
    6)ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА;
    7)ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА;
    8)ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ МИРОВОГО ОКЕАНА.
    ЭТОТ НАБОР НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОСТОЯННЫМ И ПО МЕРЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ МЕНЯЕТСЯ ПОНИМАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ, КОРРЕКТИРУЕТСЯ ИХ ПРИОРИТЕТНОСТЬ, А ТАКЖЕ ЗАРОЖДАЮТСЯ НОВЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (ОСВОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА, УПРАВЛЕНИЯ ПОГОДОЙ И КЛИМАТОМ И ДР.
    РЕШЕНИЕ НАЗВАННЫХ ПРОБЛЕМ ЯВЛЯЕТСЯ СЕГОДНЯ АКТУАЛЬНОЙ ЗАДАЧЕЙ ДЛЯ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ОТ ТОГО КОГДА И КАК ОНИ НАЧНУТ РЕШАТЬСЯ ЗАВИСИТ ВЫЖИВАНИЕ ЛЮДЕЙ. ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ.
    ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ МИРОВОЙ ВОЙНЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕРМОЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ И ДРУГИХ СРЕДСТВ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ, ГРОЗЯЩИХ ГИБЕЛЬЮ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ЭТО ПРЕДПОЛАГАЕТ ОБУЗДАНИЕ ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ, ЗАПРЕЩЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ ВООРУЖЕНИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ, ЛЮДСКИХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, ЛИКВИДАЦИЮ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ И Т.Д.;
    ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ НАРОДАМИ НАСЕЛЯЮЩИМИ ИНДУСТРИАЛЬНО РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ ЗАПАДА И ВОСТОКА И РАЗВИВАЮЩИМИСЯ СТРАНАМИ АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ;
    ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПРИРОДЫ, КОТОРОЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ КАТАСТРОФИЧЕСКИМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ В ВИДЕ БЕСПРЕЦЕДЕНТНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИСТОЩЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. ЭТО ДЕЛАЕТ НЕОБХОДИМЫМ ВЫРАБОТКУ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЭКОНОМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И СНИЖЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОТХОДАМИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПОЧВЫ, ВОДЫ И ВОЗДУХА;
    СНИЖЕНИЕ ТЕМПОВ РОСТА НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РАЗВИТЫХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ;
    ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ;
    ПРЕОДОЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИИ К СНИЖЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ, ЧТО ПРЕДПОЛАГАЕТ БОРЬБУ С АЛКОГОЛИЗМОМ, НАРКОМАНИЕЙ, ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ, СПИДОМ, ТУБЕРКУЛЕЗОМ И ДРУГИМИ БОЛЕЗНЯМИ.
    14 Почв(ба)УЗР

  13. КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.
    ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВОССТАНАВЛИВАТЬСЯ В БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ КОРОТКИЕ СРОКИ, ДОПУСТИМЫЕ В МАСШТАБАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, Т. Е. В ТЕЧЕНИЕ ГОДА, НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ ИЛИ, В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ ДЕСЯТИЛЕТИЙ.
    ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ДЕЛЯТСЯ НА:
    1. ПРЕСНАЯ ВОДА. ПОЛУЧАЕТСЯ ЕЖЕГОДНО В БОЛЬШИХ КОЛИЧЕСТВАХ ПУТЕМ ВЫПАДЕНИЯ АТМОСФЕРНЫХ ОСАДКОВ.
    2. КИСЛОРОД. ВОЗОБНОВЛЯЕМОСТЬ ЭТОГО РЕСУРСА ПОКА НЕ ВЫЗЫВАЕТ ОСОБЫХ ПРИЧИН ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА. ЭТО ВЕЩЕСТВО В ОСНОВНОМ ОБРАЗУЕТСЯ ПУТЕМ ФОТОСИНТЕЗА РАСТЕНИЙ, И МЫ ПОТРЕБЛЯЕМ ТОЛЬКО 10% ОТ ВСЕГО СОСТАВА.
    3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (БИОМАССА) — ЭТО СУММА ЖИВОТНОЙ И РАСТИТЕЛЬНОЙ МАССЫ ПО ВСЕЙ ПЛАНЕТЕ В ЦЕЛОМ. АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭТУ ЧАСТЬ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ РЕСУРСОВ ПРИВЕЛО К ИСЧЕЗНОВЕНИЮ МНОГИХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ. ЕСЛИ ВСЕ ПРОДОЛЖИТСЯ В ТОМ ЖЕ ТЕМПЕ, МЫ ОЩУТИМ ОБРАТНУЮ СТОРОНУ ЭТОГО ПРОЦЕССА ПРИМЕРНО ЧЕРЕЗ 70 ЛЕТ.
    БИОМАССА — КРУПНЕЙШИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЙ РЕСУРС (БОЛЕЕ 500 МЛН Т.У.Т./ГОД)
    БИОМАССА ПРИМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ТЕПЛА, ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, БИОТОПЛИВА, БИОГАЗА (МЕТАНА, ВОДОРОДА).
    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ТОПЛИВНОЙ БИОМАССЫ (ДО 80%), ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДРЕВЕСИНА, УПОТРЕБЛЯЕТСЯ ДЛЯ ОБОГРЕВА ЖИЛИЩ И ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ.
    НЕКОТОРЫЕ РЕСУРСЫ ХОТЯ И ВОССТАНАВЛИВАЮТСЯ В ИСТОРИЧЕСКИЕ ОТРЕЗКИ ВРЕМЕНИ, НО ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ОБЪЕМЫ ИХ ЗНАЧИТЕЛЬНО МЕНЬШЕ ОБЪЕМОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ. ИМЕННО ПОЭТОМУ ТАКИЕ ВИДЫ РЕСУРСОВ ОКАЗЫВАЮТСЯ ВЕСЬМА УЯЗВИМЫМИ И ТРЕБУЮТ ОСОБЕННО ТЩАТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ СО СТОРОНЫ ЧЕЛОВЕКА. К ОТНОСИТЕЛЬНО ВОЗОБНОВЛЯЕМЫМ РЕСУРСАМ ОТНОСЯТСЯ И ОЧЕНЬ ДЕФИЦИТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА: А) ПРОДУКТИВНЫЕ ПАХОТНО-ПРИГОДНЫЕ ПОЧВЫ; Б) ЛЕСА С ДРЕВОСТОЯМИ СПЕЛОГО ВОЗРАСТА; В) ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ.
    ПРОДУКТИВНЫХ ПАХОТНО-ПРИГОДНЫХ ПОЧВ СРАВНИТЕЛЬНО НЕМНОГО (ПО РАЗНЫМ ОЦЕНКАМ ИХ ПЛОЩАДЬ НЕ ПРЕВЫШАЕТ 1,5-2,5 МЛРД. ГА). НАИБОЛЕЕ ПРОДУКТИВНЫЕ ПОЧВЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПЕРВОМУ КЛАССУ ПЛОДОРОДИЯ, ЗАНИМАЮТ, ПО ОЦЕНКАМ ФАО, ВСЕГО 400 МЛН. ГА. АНТРОПОГЕННОЕ РАЗРУШЕНИЕ ПОЧВ ПРОИСХОДИТ В ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ НАСТОЛЬКО ИНТЕНСИВНО, ЧТО ДАЕТ ОСНОВАНИЕ ОТНЕСТИ ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ К КАТЕГОРИИ «ОТНОСИТЕЛЬНО ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ».
    ХОРОШО ИЗВЕСТЕН ФАКТ ПРАКТИЧЕСКОЙ НЕИСЧЕРПАЕМОСТИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В ПЛАНЕТАРНОМ МАСШТАБЕ. ОДНАКО НА ПОВЕРХНОСТИ СУШИ ЗАПАСЫ ПРЕСНЫХ ВОД СОСРЕДОТОЧЕНЫ НЕРАВНОМЕРНО, И НА ОБШИРНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ОЩУЩАЕТСЯ ДЕФИЦИТ ВОД, ПРИГОДНЫХ ДЛЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ В СИСТЕМАХ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. ОСОБЕННО СИЛЬНО СТРАДАЮТ ОТ НЕДОСТАТКА ВОДЫ АРИДНЫЕ И СУБАРИДНЫЕ РАЙОНЫ, ГДЕ НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ВОДОПОТРЕБЛЕНИЕ (НАПРИМЕР, ВОДОЗАБОР В ОБЪЕМАХ, ПРЕВЫШАЮЩИХ ОБЪЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ВОСПОЛНЕНИЯ СВОБОДНЫХ ВОД) СОПРОВОЖДАЕТСЯ БЫСТРЫМ И ЗАЧАСТУЮ КАТАСТРОФИЧЕСКИМ ИСТОЩЕНИЕМ ВОДОЗАПАСОВ.
    14 ПОЧВ(БА)УЗР

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*