ЭССЕ Правовые основы недропользования гр.13ПГ(с)ГНГ

Цель освоения дисциплины: формирование базовых теоретических знаний и практических навыков в сфере правового регулирования будущей профессиональной деятельности, а также правового мышления и культуры студентов.

Задачи:

  • теоретические: формирование знаний о системе органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, о системе нормативно-правовых актов РФ, об основных способах и методах правового регулирования публично-правовых и  частно-правовых сфер жизнедеятельности;
  • познавательные: формирование умения объяснять смысл и значение правовых определений и терминов (государство, органы государственной власти, право, правоотношение, отрасль права, предмет отрасли права, метод правового регулирования, юридическая ответственность и др.);
  • практические: формирование навыков анализа нормативно-правовых актов и работы с ними.

22 Комментариев

  1. ТЕМЫ ЭССЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
    «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ»
    1 История развития законодательства о недрах в России.
    2 Предмет и методы правового регулирования отношений недропользования в законодательстве РФ.
    3 Принципы правового регулирования отношений недропользования в законодательстве РФ.
    4 Права и обязанности недропользователей.
    5 Полномочия органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования.
    6 Система управления государственным фондом недр.
    7 Разграничение компетенции органов власти по регулированию отношений недропользования.
    8 Система федеральных органов исполнительной власти при регулировании отношений недропользования.
    9 Функции федеральных органов исполнительной власти (министерства, службы, агентства).
    10 Государственное управление отношениями недропользования органами специальной компетенции.
    11 Компетенция Федерального органа управления государственным фондом недр.
    12 Компетенция Федеральной службы по геологическому, технологическому и атомному надзору.
    13 Компетенция Федерального агентства по недропользованию.
    14 Полномочия министерства природных ресурсов.
    15 Полномочия федерального агентства по недропользованию.
    16 Полномочия федеральной службы по надзору в сфере природопользования
    17 Полномочия министерства промышленности и энергетики, федерального агентства по энергетике.
    18 Правовое регулирование отношений недропользования в субъектах Российской Федерации.
    19 Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования.
    20 Государственное регулирование добычи и использования угля и отношений, возникающих в процессе этой деятельности.
    21 Классификация форм недропользования.
    22 Внедоговорные и договорные формы недропользования.
    23 Виды пользования недрами.
    24 Сроки пользования недрами.
    25 Лицензионное соглашение. Государственная система лицензирования пользования недрами.
    26 Лицензия на право пользования недрами, ее определение и содержание. Виды лицензий.
    27 Соглашение о разделе продукции.
    28 Договор на предоставление услуг.
    29 Понятие и виды платежей при пользовании недрами (правовой аспект).
    30 Правовые основы страхования недропользования.
    31 Страховые риски в недропользовании.
    32 Правовое регулирование рационального использования и охраны недр.
    33 Правовое регулирование безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами.
    34 Правовое регулирование исследований недр за рубежом.
    35 Правовое регулирование освоения минеральных ресурсов глубоководного морского дна.
    36 Правовое регулирования использования участков континентального шельфа в целях его регионального изучения, поиска, разведки и разработки его минеральных ресурсов.
    37 Правовое регулирование пользования недрами континентального шельфа Российской Федерации, не связанного с извлечением природных ресурсов.
    38 Платежи за пользование участками континентального шельфа.
    39 Ресурсы недр как объект права собственности.
    40 Правовой статус пользователя недр, его права и обязанности.
    41 Основания возникновения права пользования недрами.
    42 Движимое и недвижимое имущество, используемое в недропользовании, как объект права собственности.
    43 Информация, получаемая в процессе изучения и использования ресурсов недр, как объект права собственности.
    44 Государственное регулирование отношений возникающих в области геологического изучения, разведки и добычи драгоценных металлов и камней.
    45 Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недропользовании.
    46 Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства о недропользовании.
    47 Административная ответственность за нарушение законодательства о недропользовании.
    48 Уголовная ответственность за нарушение законодательства о недропользовании.

    • КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭССЕ:
      – оценка «отлично» выставляется студенту, если содержание ответа дает представление о понимании проблемы; для раскрытия проблемы применяется теоретическая аргументация, факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения средств массовой информации, факты личного социального опыта, собственные наблюдения; студент способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему, соблюдает лексические, фразеологические, грамматические и стилистические нормы русского языка, использует цитаты и соблюдает основные требования к оформлению;
      – оценка «хорошо» выставляется студенту, если содержание ответа дает представление о понимании проблемы; для раскрытия проблемы применяется теоретическая аргументация, но недостаточно фактов и примеров почерпнутых из различных источников. Студент способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему, соблюдает лексические, фразеологические, грамматические и стилистические нормы русского языка, использует цитаты и соблюдает основные требования к оформлению;
      – оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если выбранная тема раскрыта фрагментарно; отсутствует конструктивная аргументация или в аргументации отсутствуют теоретические положения; при выполнении работы студент опирался на данные только учебной литературы, не используя монографии и другие источники; студентом не приведены альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему, допускаются лексические, фразеологические, грамматические и стилистические ошибки;
      – оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если выбранная тема не раскрыта; отсутствует конструктивная аргументация, теоретические положения и факты из различных источников, при выполнении работы студент опирался только на учебник одного автора, не используя монографии и другие источники; студентом не приведены альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему, допускаются лексические, фразеологические, грамматические и стилистические ошибки.

    • СРОКИ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ

      Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. Предполагается, что пользование на определённый срок или бессрочно используется для: геологического изучения — на срок до 5 лет или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации; добычи полезных ископаемых — на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;добычи подземных вод — на срок до 25 лет; добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр в соответствии со статьей 21.1 Закона о недрах — на срок до 1 года.

      Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

      Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

      Делая вывод о сроках пользования недрами, нужно акцентировать на том, что Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности

  2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ

    Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах является важным правовым средством обеспечения законности и правопорядка в области недропользования. Соблюдение недропользователями требований по рациональному использованию и охране недр — неотъемлемое условие обеспечения устойчивого, эффективного и безопасного воспроизводства минерально-сырьевой базы, удовлетворения энергетических потребностей российской экономики и обеспечения экспорта энергоресурсов. Как отмечается представителями юридической науки, рациональное природопользование, а также минимизация вреда окружающей природной среде невозможны без совершенствования правового регулирования в данной сфере.
    Привлечение недропользователей к различным видам юридической ответственности сопровождается определенными проблемами. Наибольшую трудность представляет уголовно-правовая оценка таких правонарушений, что обусловлено проблемой квалификации конкурирующих составов преступлений и административных проступков в сфере рационального использования и охраны недр, пробелами в уголовном и административном законодательстве. Следует также отметить высокую латентность уголовных преступлений в сфере недропользования, что подтверждается отсутствием статистических данных в отчетах уполномоченных органов. Эти и другие проблемы препятствуют развитию практики применения специальных составов в данной сфере, предусмотренных в УК РФ.
    Вышеизложенное показывает, что существует необходимость комплексного научно-теоретического исследования особенностей юридической ответственности за нарушение законодательства о недрах, выявления проблем применения уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной и материальной ответственности в данной сфере, а также выработки предложений по совершенствованию законодательства.

    • Оценка «отлично». Содержание ответа дает представление о понимании проблемы; для раскрытия проблемы использована теоретическая аргументация, факты и примеры почерпнуты из различных источников.

  3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
    Недропользование рассматривается как фактические действия лица, направленные на использование полезных свойств природных ресурсов. Совокупность субъективных прав недропользователя, приобретенных им в порядке, установленном нормами горного права, составляет право недропользования в субъективном смысле. В объективном смысле право недропользования — система юридических норм, устанавливающих субъективные права и юридические обязанности недропользователей.
    Государство, являясь собственником недр, непосредственно недропользование не осуществляет. В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О недрах» участки недр предоставляются государством в пользование гражданам и юридическим лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность и, если того требует федеральный закон, имеющим разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности или заключившим договоры со специализированными организациями. В частности, разрешение (лицензия) требуется пользователям недр для проведения работ по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов.
    Основные права и обязанности недропользователей закреплены ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 03.07.2016) «О недрах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016). Так, пользователь недр имеет право: 1) использовать предоставленный ему участок недр в соответствии с лицензией; 2) использовать результаты своей деятельности в соответствии с условиями пользования недрами; 3) использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не установлено в лицензии или в соглашении о разделе продукции; 4) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода; 5) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах предоставленного ему горного отвода.
    Пользователь недр обязан обеспечить: 1) соблюдение требований по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; 2) соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; 3) ведение необходимой документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность, а также представление достоверной необходимой информации, в том числе о разведанных запасах полезных ископаемых, в фонды геологической информации, в органы государственной статистики; 4) безопасное ведение работ, соблюдение условий охраны недр и иных природных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния проводимых работ; 5) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; 6) сохранность подлежащих дальнейшему использованию и ликвидацию не подлежащих использованию разведочных горных выработок и буровых скважин; 7) выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, внесение платежей за пользование недрами.
    Таким образом, тема прав и обязанностей недрапользователей является важным аспектом в регулировании вопросов использования недр.

  4. ПРЕДМЕНТ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ
    В Основном Законе нашей страны — Конституции РФ (статья 9) указано, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».
    Если мысленно очертить область человеческой деятельности, связанную с освоением ресурсов недр, то окажется, что она размещается внутри некоего треугольника, каждая сторона которого представляет собой ограничение определенного вида. Одна сторона треугольника — это ограничение недропользования необходимостью достижения определенных экономических показателей (прибыль, себестоимость, эффективность инвестиций и др.). Вторая сторона — безопасность, т. е. ограничение недропользования необходимостью достижения определенного уровня промышленной и экологической безопасности. Третья сторона — право, т. е. ограничение недропользования необходимостью соблюдения правовых норм, установленных государством.
    Сегодня мы подробно рассмотрим и изучим методы правового регулирования
    Предмет правового регулирования отрасли природоресурсного права составляют отношения, связанные с добычей (извлечением) природного ресурса из окружающей природной среды, а также предшествующие и связанные с ними отношения. Горное право, являясь одним из институтов особенной части природоресурсного права, не может иметь предметом своего правового регулирования отношения, выходящие за пределы предмета самой отрасли права
    Под методом правового регулирования понимается совокупность юридических способов, средств и приемов, с помощью которых нормы данной отрасли права воздействуют на общественные отношения. Однако проблема содержания метода правового регулирования общественных отношений до настоящего времени является дискуссионной.
    Нельзя не согласиться с мнением С.И. Вильнянского, который указывает, что понятие метода правового регулирования до сих пор остается неясным и вообще ничего не объясняет, так как в конце концов все признают, что в каждой отрасли права применяется не один, а несколько методов. По мнению Н.Б. Мухитдинова, метод определяет способ достижения цели, стоящей перед правовым регулированием.
    Однако, несмотря на значительные достижения правовой науки в анализе сущности и структуры метода, некоторые вопросы по-прежнему остаются дискуссионными. В частности, нет единства во взглядах на количество элементов метода, его роль в конструировании той или иной отрасли права.
    Что же касается метода правового регулирования отношений недропользования в рамках самостоятельной отрасли права, то в современном российском правоведении эта проблема вообще не рассматривалась.
    Вместе с тем существует большая потребность в выделении такого метода. Это обусловлено тем, что метод регулирования современных отнощений недропользования должен, с одной стороны, обеспечить возможность субъекту предпринимательской деятельности, получить ожидаемые экономические результаты в процессе присвоения полезных свойств недр, а с другой — защитить интересы государства, которому принадлежит Государственный фонд недр, и субъектов Федерации, на территории которых находится участок недр, предоставляемый в пользование. Кроме того, метод регулирования должен учитывать специфику недр, являющихся одновременно природным ресурсом и операционным базисом человеческой деятельности. Метод правового регулирования отношений недропользования является по своей структуре комплексным, имеет некоторые общие черты с методом правового регулирования отношений землепользования и включает ряд юридических приемов: подчинения, разделения, равенства, согласования, ограничения.
    Перечисленные юридические приемы составляют основу комплексного метода правового регулирования отношений недропользования, отличающегося от методов, применяющихся в других отраслях права.

  5. ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
    Можно выделить две группы форм недропользования в зависимости от того, на какой основе они происходят – на договорной или внедоговорной. В России легально подобная классификация нигде не закреплена, хотя явно прослеживается в Законе РФ «О недрах». Необходимость такого деления обусловлена тем, что сами принципы договорной и внедоговорной форм недропользования различны.
    Рассмотрим внедоговорные формы недропользования, а по договорной приведем пример.
    Внедоговорные формы недропользования
    Одну из форм недропользования можно охарактеризовать как внедоговорную. Легально данная классификация нигде не закреплена. Вместе с тем, она четко прослеживается в ст. 19 Закона РФ «О недрах».
    К внедоговорным формам недропользования следует отнести:
    – добычу собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, в их границах и без применения взрывных работ общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе;
    – строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров;
    – устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
    На перечисленные внедоговорные формы недропользования не требуется специальное разрешение, тем не менее порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
    В мировой практике используются различные договорные формы недропользования. Наиболее распространены концессионные договоры (соглашения), соглашения о разделе продукции (далее — СРП), сервисные контракты (с риском, без риска), а также их модификации. В России договорные отношения в сфере недропользования возможны посредством заключения СРП на основании Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»1 (далее — Закон о соглашениях о раз( деле продукции), а также сервисных контрактов без риска согласно положениям разд. 5 гл. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ2.
    Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» не позволяет заключать концессионные договоры в сфере недропользования, хотя в проектной документации к закону такая возможность предусматривалась. Несмотря на отсутствие пока в российском правовом поле категорий недропользовательского концессионного соглашения и сервисного контракта с риском, сравним приведенные формы недропользования между собой.

  6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ НЕДР
    ЗА РУБЕЖОМ
    В ряде стран законодательство предусматривает проведение исследований недр в качестве самостоятельного вида пользования недрами. Исследования недр, как правило, проводятся перед поисковыми работами и отличаются задачами, применяемыми технологиями, экономическим содержанием и особым правовым статусом.
    В принятом в 1984 г. в Алжире законе о горнопромышленной деятельности определено, что исследованиями считаются любые виды деятельности, предшествующие разведке месторождений полезных ископаемых и имеющие целью обнаружить недрах полезные ископаемые. Законодательство Норвегии включает в научные исследования на континентальном шельфе гравиметрические, сейсмические и магнитографические и другие исследования без бурения скважин. Исследования ставят своей целью обнаружить признаки, свидетельствующие о возможности присутствия полезных ископаемых в данном районе и проводятся, как правило, без существенного нарушения целостности недр. Образцы отбираются только для исследовательских, а не для коммерческих целей. На проведение исследований выдаются соответствующие документы, как правило, исследовательские лицензии, сертификаты, разрешения и пр. Срок их действия обычно не превышает одного года или двух лет, причем государство оставляет за собой право разрешить проведение исследований в данном районе и другим пользователям. Исследования осуществляются как на возмездной, так и на безвозмездной основе и проводятся пользователем, как правило, за свой счет и на свой риск. Информация, полученная в результате исследований, включает как первичную геологическую, геофизическую и геохимическую информацию, зафиксированную на приборах или магнитных носителях, так и материалы, связанные с ее интерпретацией. Как правило, информация, полученная пользователем за счет собственных средств, принадлежит ему на праве собственности, но такая информация может быть и открытой. Если исследования не принесли желаемых результатов, затраты на их проведение не компенсируются. Лишь в некоторых странах законодательство предоставляет исследователю предпочтение для получения лицензии на дальнейшее изучение района путем проведения разведочных работ.

  7. ВИДЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ
    Под пользованием недрами мы понимаем деятельность, связанную с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также с использованием отходов горно-добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.
    Вопросы пользования недрами актуальны в настоящее время. Следует обратить внимание на тот факт, что недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых.
    Рассмотрим основные виды пользования недрами и их назначение
    Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 03.07.2016) «О недрах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016)
    Недра предоставляются в пользование для:
    1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)
    2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)
    3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд;
    (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 261-ФЗ, от 29.06.2015 N 205-ФЗ)
    4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
    6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
    Изучив материал по данным вопросам и проанализировав данные, можно сделать вывод :
    1. Разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения.
    2. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых пользователем недр только после завершения геологического изучения недр на этом участке недр

  8. Платежи за пользование участками континентального шельфа
    Виды платежей за пользование ресурсами континентального шельфа, их размеры, порядок уплаты устанавливаются федеральными законами “О недрах”, “О соглашениях о разделе продукции”, “О континентальном шельфе РФ” и финансовым законодательством. Платежи за пользование ресурсами континентального шельфа являются обязательными для всех пользователей ресурсами континентального шельфа независимо от форм собственности и национальной принадлежности, а также создаваемых на основе договора о совместной деятельности и не имеющих статуса юридического лица объединений юридических лиц, являющихся стороной соглашения о разделе продукции.
    Система платежей за пользование минеральными ресурсами континентального шельфа включает:
    сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий на пользование минеральными ресурсами; плату за геологическую информацию о минеральных ресурсах; платежи за пользование минеральными ресурсами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы; сбор за выдачу разрешений на захоронение отходов и других материалов.
    Платежи за право пользования недрами континентального шельфа осуществляются в порядке и на условиях, установленных “Положением о порядке и условиях взимания платежей за право пользования недрами, акваторией и участками морского дна” для месторождений полезных ископаемых, расположенных на суше. Платежи за пользование акваторией и участками морского дна устанавливаются в зависимости от арендуемой площади, ее конфигурации, мощности водной толщи, целей пользования недрами, продуктивности акватории, а также с учетом наличия навигационных путей, коммуникаций и технических сооружений в районе работ.
    Конкретные размеры платежей определяются согласно реестрам, составленным на основе районирования континентального шельфа по географо-экономическим и экологическим параметрам, с учетом режима работ в зонах особого внимания (районы с естественной средой, необходимой для жизнедеятельности уникальной флоры и фауны; районы, требующие защиты прибрежных земель; районы, подверженные штормам, разрушениям, эрозии). Размер платежей устанавливается органами, предоставляющими лицензию на право пользования конкретной акваторией и участками морского дна.
    Платежи за право пользования недрами континентального шельфа в границах территориального моря распределяются в следующем порядке: бюджет субъекта Федерации – 60 процентов; федеральный бюджет – 40 процентов. Платежи за право пользования недрами в пределах исключительной экономической зоны поступают в федеральный бюджет.

  9. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ
    Нарушение установленных законом правил и мер по охране и рацио¬нальному использованию недр влечет за собой применение юридической ответственности.
    Перечень недронарушений, за которые может наступить административ¬ная ответственность, содержится в ст. 49 Закона РФ «О недрах»:
    — незаконные сделки, связанные с пользованием недрами;
    — предоставление лицензий на пользование недрами по основаниям, не предусмотренным Законом о недрах;
    — нарушение установленного законом порядка пользования недрами;
    — самовольное пользование недрами;
    — выборочная отработка месторождений, приводящая к необоснован¬ным потерям запасов полезных ископаемых, и другие нарушения рацио¬нального использования недр, приводящие к порче месторождений;
    — нарушение стандартов и норм по безопасному ведению работ, связан-ных с недропользованием, по охране недр и окружающей среды, в том чис¬ле загрязнение недр;
    — нарушение права собственности на геологическую информацию или ее конфиденциальности;
    — самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых;
    — необеспечение сохранности зданий, сооружений а также особо охра-няемых территорий и объектов окружающей природной среды при недропользовании;
    — уничтожение и повреждение скважин, маркшейдерских и геодезичес-ких знаков;
    — систематическое нарушение порядка внесения платы за пользование недрами;
    — невыполнение требований по приведению ликвидируемых или кон-сервируемых горных выработок в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранности полезных ископаемых и гор-ных выработок на время их консервации;
    — неприведение участков земли и других природных объектов, нарушен¬ных при недропользовании, в состояние, пригодное для их дальнейшего ис¬пользования.

  10. РЕСУРСЫ НЕДР КАК ОБЪЕКТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
    Формулировки статей Закона РФ «О недрах» имеют суще¬ственный недостаток, обусловленный тем, что право собствен¬ности на природные ресурсы сводится, в основном, к праву соб¬ственности на добытые из недр полезные ископаемые. При этом, во-первых, не совсем понятно, когда полезные ископае-мые могут считаться добытыми из недр, и, во-вторых, остается за рамками закона механизм возникновения права собственно¬сти на иные виды ресурсов недр, например, на подземные со¬оружения, используемые в целях, не связанных с добычей по¬лезных ископаемых, или на внутреннее глубинное тепло недр Земли. Необходимо отметить, что этот механизм не один и тот же для различных видов ресурсов недр.
    Для анализа механизма возникновения прав собственности на различные виды ресурсов недр их целесообразно разделить на две группы:
    1. Ресурсы недр, использование которых в практических целях требует их извлечения из недр.
    2. Ресурсы недр, использование которых в практических целях не требует их извлечения из недр.
    В первую группу входят месторождения полезных иско¬паемых, отходы производства, внутреннее глубинное тепло недр Земли, глубинные источники пресных, минеральных и термаль¬ных вод.
    Во вторую — подземное пространство, т. е. полости в массиве горных пород природного и техногенного происхождения.
    Входящий в первую группу такой ресурс недр, как полезные ископаемые, в условиях естественного залегания принадлежит государству — собственнику недр. Как только недропользователь, владея лицензией на право добычи по¬лезных ископаемых и применяя те или иные способы добычи и системы разработки, переводит полезные ископаемые в подвижное состояние и доставляет их в определенное им место, он становится собственником добытых полезных ископаемых.
    Ресурсы недр, отнесенные ко второй группе, формально явля¬ются недвижимостью. В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмер¬ного ущерба их назначению невозможно.

  11. ДВИЖИМОЕ И НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО,ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ПРИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ,КАК ОБЪЕКТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИДВИЖИМОЕ И НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ПРИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ, КАК ОБЪЕКТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
    Правовой статус движимого имущества, используемого при добыче полезных ископаемых, достаточно полно регулируется нормами гражданского законодательства.
    Вместе с тем ряд экспертов обращает внимание на неурегулированность правового статуса недвижимого имущества, необходимого для проведения всего цикла разведочных, подготовительных и добычных работ, а также обеспечения их безопасности. Такое имущество (по аналогии с понятийным аппаратом, принятым в зарубежном законодательстве о недрах) рекомендуется именовать горным имуществом.
    Эта проблема, особенно актуальная для нефтяной и газовой промышленности, учитывая значительные масштабы добычи этих видов полезных ископаемых, существует также и для других горных предприятий, использующих для добычи полезных ископаемых специальные скважины (методы физико-химической геотехнологии).
    В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» (статья 11) имущество, вновь созданное или приобретенное инвестором и используемое им для выполнения работ по соглашению, является собственностью инвестора, если иное не предусмотрено соглашением. Право собственности на указанное имущество может перейти от инвестора к государству со дня, когда стоимость указанного имущества полностью возмещена, или на других основаниях, предусмотренных соглашением.
    Поскольку в этой статье вид имущества, находящегося в собственности инвестора, не определен, можно предположить, что это право распространяется как на движимое, так и на недвижимое имущество. Одним из основных видов недвижимого горного имущества в нефтяной и газовой промышленности являются скважины (разведочные и эксплуатационные), права на которые подлежат регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
    Нельзя не согласиться с экспертами,которые отмечают, что эта регистрация, как правило, значительно затягивается из-за того, что нормативные правовые и инструктивные документы, регулирующие этот процесс, разрабатывались без учета специфики горного имущества. Это, в свою очередь, отрицательно отражается на своевременности начисления амортизационных отчислений и экономике предприятия. Для эффективного решения всех проблем, связанных с правами собственности на недвижимое имущество, используемое при добыче полезных ископаемых (горное имущество), необходимы разработка новых или совершенствование существующих нормативных правовых актов.

  12. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ

    Федеральное агентство по недропользованию осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
    I. осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству;
    II. организует:
    1. государственное геологическое изучение недр;
    2. экспертизу проектов геологического изучения недр;
    3. проведение в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр;
    4. проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами;
    5. проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр;
    III. осуществляет:
    1. отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования постоянных разведочных или эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов;
    2. предоставление в пользование геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр;
    3. выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений;
    4.организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами;
    5. учет поступающих заявок на получение лицензий, информирование о них органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
    6. принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
    7. принятие решений об утверждении итогов конкурсов или аукционов на право пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
    8. выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами;
    9. внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий;
    10. принятие, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.

  13. 27. Соглашение о разделе продукции.
    1. Соглашение о разделе продукции (далее — соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее — инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
    2. Условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству Российской Федерации.
    Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям соглашения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    (п. 2 в ред. Федерального закона от 07.01.1999 N 19-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)
    3. Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, устанавливаются федеральными законами.
    (в ред. Федеральных законов от 07.01.1999 N 19-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)
    Проекты указанных федеральных законов, а также проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в указанные федеральные законы вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектами права законодательной инициативы и рассматриваются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации при наличии заключений Правительства Российской Федерации и решений законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены соответствующие участки недр.
    (в ред. Федерального закона от 07.01.1999 N 19-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)
    В перечни участков недр включаются участки недр, в отношении которых имеются обоснования Правительством Российской Федерации целесообразности включения таких участков недр в указанные перечни.
    (абзац введен Федеральным законом от 07.01.1999 N 19-ФЗ)
    В отношении расположенного на территории традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов участка недр требуется решение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен такой участок недр, принятое с учетом интересов коренных малочисленных народов, а также соответствующего органа местного самоуправления.
    (абзац введен Федеральным законом от 07.01.1999 N 19-ФЗ)
    Разрешается предоставление на условиях раздела продукции не более 30 процентов разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.
    (абзац введен Федеральным законом от 07.01.1999 N 19-ФЗ)
    4. Основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством Российской Федерации условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции.
    Подтверждением отсутствия такой возможности является проведение аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ) и признание аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.
    В случае, если недропользователь, которому участок недр был предоставлен в пользование на иных условиях, чем раздел продукции, изъявит желание заключить в отношении участка недр соглашение о разделе продукции, аукцион, предусмотренный абзацем вторым настоящего пункта, может быть проведен только после принятия решения о досрочном прекращении права пользования участком недр по заявлению недропользователя. При этом условиями аукциона, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта, и условиями аукциона на право заключения соглашения, предусмотренного пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, по согласованию с недропользователем предусматривается компенсация затрат прежнего недропользователя.
    Недропользователь до даты проведения аукциона обязан представить в органы, выдавшие лицензию на пользование недрами, отчет об оценке имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, произведенный независимым оценщиком, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и проект договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части.
    В случае несогласия лица, подавшего заявку на участие в аукционе, с представленной в отчете оценкой имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, и (или) иными условиями договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части окончательные условия указанного договора устанавливаются в судебном порядке.
    В случае подтверждения отсутствия возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на условиях пользования недрами, не предусматривающих заключения соглашения, участок недр может быть включен в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, при наличии определяемых Правительством Российской Федерации следующих условий:
    если разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки данного участка недр приведет к негативным социальным последствиям;
    если разработка данного участка недр является необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых, которые находятся на континентальном шельфе Российской Федерации и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и залегают в областях, где отсутствуют населенные пункты, транспортная и иная инфраструктура;
    если разработка данного месторождения требует использования специальных высокозатратных технологий для добычи трудноизвлекаемых значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях.
    5. Исключен. — Федеральный закон от 06.06.2003 N 65-ФЗ.
    (см. текст в предыдущей редакции)
    6. В пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, субъекты Российской Федерации осуществляют законодательное регулирование своего участия в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр на своих территориях.
    (в ред. Федерального закона от 07.01.1999 N 19-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)
    7. Соглашения, заключенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. При этом положения настоящего Федерального закона применяются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями.
    (в ред. Федерального закона от 07.01.1999 N 19-ФЗ)

  14. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
    1.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства, установленной пунктом 1 настоящего Положения, и к сферам деятельности подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
    1.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
    1.2.1. порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование участками недр;
    1.2.2. порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса;
    1.2.3. порядок составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых;
    1.2.4. порядок размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья;
    1.2.5. порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации;
    1.2.6. порядок составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых;
    1.2.7. порядок составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых;
    1.2.8. порядок переоформления лицензий на пользование участками недр;
    1.2.9. классификация запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых;
    1.2.10. классификация водоносных горизонтов (первый, второй и иные водоносные горизонты);
    1.2.11. порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения) по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации;
    1.2.12. порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации;
    1.2.13. порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации;
    1.2.14. порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для размещения отходов производства и потребления по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации;
    1.2.15. порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для образования особо охраняемых геологических объектов по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации;
    1.2.16. порядок рассмотрения заявок на получение краткосрочного (сроком до одного года) права пользования участком недр по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации;
    1.2.17. порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации;
    1.2.18. порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр (за исключением участка недр федерального значения, участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых, и участка недр местного значения) пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр за счет собственных средств для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации;

  15. РИСКИ В НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ
    В недропользовании наиболее важными являются: страхование ответственности, страхование экономического риска и страхование от несчастных случаев.
    В 1999 г. по оценкам экспертов общий объем зарубежного капитала в России составил 10,5 млрд долл., из них 4 млрд долл. — прямые инвестиции. При этом иностранные инвесторы отдают предпочтение отраслям топливно-энергетического сектора и горнодобывающей промышленности, т. е. горному делу.
    «Горное дело, — по мнению американского ученого Джона Кордеса, — это совокупность процессов, обращающих ресурсы недр в капитал, которым можно оперировать». Вместе с тем эти процессы весьма специфичны, поскольку получение физическим или юридическим лицом права пользования недрами еще не означает, что оно (лицо) достигнет поставленной цели. Эта особенность горного дела объективно обусловлена свойствами недр и определяет вероятностный (неопределенный) характер результатов работ по использованию ресурсов недр. Если к тому же учитывать значительную продолжительность этих процессов, то вполне очевидно, что инвестиции, вложенные в горное дело, подвергаются значительному риску, а инвестор может понести соответствующий ущерб.
    Поэтому не случайно, в статье 2 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях, о разделе продукции», в частности, указано, что «Соглашение о разделе продукции (далее — соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской 238 деятельности (далее — инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья, на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск».
    Наибольший ущерб проявляется через риски, сущность которых остается непознанной или в недостаточной степени познанной человеком. В этой связи объективно возникает потребность в сборе, анализе и обобщении информации о различных неблагоприятных явлениях с целью выяснения общих тенденций и закономерностей их проявления, научного предвидения риска.
    Риск вложения инвестиций в горное дело обусловлен необходимостью учета и оценки следующих трех групп факторов: надежности выполненного конъюнктурного анализа; качества проекта горного предприятия; вероятности возникновения нежелательного события природного или техногенного характера, которое может вызвать аварийную ситуацию на горном предприятии.
    Рассмотрим эти факторы более подробно.
    Оценка надежности конъюнктурного анализа, на основе которого, как правило, принимается решение об инвестировании освоения того или иного месторождения, является наиболее ответственным этапом в принятии решений в горном бизнесе. Сложность этой процедуры связана с необходимостью определения возможной погрешности в оценке спроса на данный вид минерального сырья (или энергоносителя) на мировом рынке в будущем.
    В свою очередь, рыночная конъюнктура зависит от совокупного влияния таких трудно прогнозируемых факторов, как: состояние запасов и перспективы открытия новых месторождений данного вида минерального сырья в том или ином регионе;
    перспективы создания новых высокоэффективных методов и технических средств добычи и переработки минерального сырья; перспективы существенных изменений в сфере потребления данного вида минерального сырья связанные, например, с резким снижением расхода сырья, за счет применения более совершенной технологии, использованием вторичного сырья и отходов, заменой минерального сырья искусственными материалами и др.;

  16. РАЗГРАНИЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ОТНОШЕНИЙ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ.

    Органы регулирования государственной власти и государственного управления, регулирующие отношения недропользования, имеют общую и специальную компетенцию. В систему органов государственной власти и государственного управления общей компетенции входят: Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, органы государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, органы государственной власти автономных областей и автономных округов, органы местного самоуправления в городских и сельских поселениях и на других территориях (с учетом исторических и иных местных традиций).
    Систему органов государственного управления отношениями недропользования специальной компетенции, в соответствии со статьей 36 Закона РФ «О недрах» образуют: Федеральный орган управления Государственным фондом недр (в настоящее время Министерство природных ресурсов РФ), Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор).
    Компетенция по регулированию отношений недропользования разграничивается следующим образом.
    1. Компетенция федеральных органов государственной власти и государственного управления общей и специальной компетенции в сфере регулирования отношений недропользования на территории РФ.
    2. Совместная компетенция органов государственной власти и государственного управления РФ и ее субъектов (общей и специальной компетенции) в сфере регулирования отношений недропользования по территории РФ и территории субъектов РФ.
    3. Компетенция органов государственной власти и государственного управления субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования в пределах территории соответствующего субъекта РФ.
    4. Компетенция органов местного самоуправления районов и городов в сфере регулирования отношений недропользования.

  17. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯМИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ ОРГАНАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ.
    Реализация общей федеральной политики недропользования возложена на Федеральный орган управления Государственным фондом недр и его территориальные подразделения по согласованию с субъектами РФ. Верховный Совет РФ своим Постановлением от 21 февраля 1992 г., вводя в действие Закон РФ «О недрах» (в первой редакции), возложил функции государственного управления Государственным фондом недр на Комитет по геологии и минеральным ресурсам Министерства экологии и природных ресурсов РФ, позднее преобразованный в самостоятельный Комитет РФ по геологии и использованию недр (Роскомнедра). Позднее Правительство РФ своим Постановлением от 12 августа 1994 г. № 932 утвердило Положение о Комитете РФ по геологии и использованию недр 104(Роскомнедра), в котором функции управления Государственным фондом недр возложены на Роскомнедра и его территориальные органы. Президент РФ своим Указом от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» упразднил Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр (Роскомнедра), Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитет Российской Федерации по водному хозяйству (Роскомвод) и на их базе образовал Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология).Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» упразднен Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология) и его функции, а также функции Федеральной службы лесного хозяйства переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации. Это министерство — правопреемник Роскомнедр, Роскомвода, Федеральной службы лесного хозяйства и Госкомэкологии — является Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и координацию деятельности других органов исполнительной власти в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, и, кроме того, осуществляющим управление Государственным фондом недр, а также использованием и охраной Водного фонда.
    Таким образом, сформирована целостная система государственного управления и координации всем природно-ресурсным комплексом страны. И в данном случае совершенно оправданно в основе всей системы оказались недра и водные ресурсы. Ресурсы недр, как в настоящее время, так и в долгосрочной перспективе являются главным материальным богатством России, главными объектами привлечения инвестиций и наиболее мощным рычагом вывода экономики на восходящую линию; вода — важнейший компонент жизнеобеспечения не только в части питьевого и хозяйственного потребления, но и как крупный энергетический ресурс настоящего и будущего.

  18. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает меры административной ответственности за нарушение законодательства о недрах в виде административного штрафа или конфискации орудия совершения административного правонарушения. В первую очередь нужно обратить внимание на то, что в случае пользования недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов, в соответствии со ст. 7.3 КоАП РФ применяются меры административной ответственности. Административным правонарушением является самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4 КоАП РФ). Статья 7.5 этого Кодекса содержит специальный состав административного правонарушения, который образуют самовольная добыча янтаря. Административная ответственность установлена также за самовольную уступку права пользования недрами (ст. 7.10 КоАП РФ. Названный Кодекс предусматривает применение мер административного воздействия: за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7); нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9); нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10); незаконную передачу минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне (ст. 8.20); нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11); нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации стандартов (норм, правил) либо условий лицензии (ст. 8.17). Добыча полезных ископаемых оказывает вредное воздействие на состояние окружающей среды. Поэтому в случаях недропользования большое значение имеет выполнение всех условий, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды.

  19. ДВИЖИМОЕ И НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ПРИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ, КАК ОБЪЕКТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
    Правовой статус движимого имущества, используемого при добыче полезных ископаемых, достаточно полно регулируется нормами гражданского законодательства. Вместе с тем ряд экспертов обращает внимание на неурегулированность правового статуса недвижимого имущества, необходимого для проведения всего цикла разведочных, подготовительных и добычных работ, а также обеспечения их безопасности. Такое имущество (по аналогии с понятийным аппаратом, принятым в зарубежном законодательстве о недрах) рекомендуется именовать горным имуществом.
    В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» (статья 11) имущество, вновь созданное или приобретенное инвестором и используемое им для выполнения работ по соглашению, является собственностью инвестора, если иное не предусмотрено соглашением. Право собственности на указанное имущество может перейти от инвестора к государству со дня, когда стоимость указанного имущества полностью возмещена, или на других основаниях, предусмотренных соглашением. Поскольку в этой статье вид имущества, находящегося в собственности инвестора, не определен, можно предположить, что это право распространяется как на движимое, так и на недвижимое имущество.
    Одним из основных видов недвижимого горного имущества в нефтяной и газовой промышленности являются скважины (разведочные и эксплуатационные), права на которые подлежат регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Эксперты отмечают, что эта регистрация, как правило, значительно затягивается из-за того, что нормативные правовые и инструктивные документы, регулирующие этот процесс, разрабатывались без учета специфики горного имущества. Это, в свою очередь, отрицательно отражается на своевременности начисления амортизационных отчислений и экономике предприятия.
    Для эффективного решения всех проблем, связанных с правами собственности на недвижимое имущество, используемое при добыче полезных ископаемых (горное имущество), необходимы разработка новых или совершенствование существующих нормативных правовых актов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*