ЭССЕ Муниципальное право гр.16ГиМУ(бп)МУ-1

Цель освоения дисциплины: формирование базовых теоретических знаний и практических навыков в сфере правового регулирования будущей профессиональной деятельности, а также правового мышления и культуры студентов.

Задачи:

  • теоретические: формирование знаний о системе органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, о системе нормативно-правовых актов РФ, об основных способах и методах правового регулирования публично-правовых и  частно-правовых сфер жизнедеятельности;
  • познавательные: формирование умения объяснять смысл и значение правовых определений и терминов (государство, органы государственной власти, право, правоотношение, отрасль права, предмет отрасли права, метод правового регулирования, юридическая ответственность и др.);
  • практические: формирование навыков анализа нормативно-правовых актов и работы с ними.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРОПЕЙСКОЙ ХАРТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
    Европейская хартия местного самоуправления, ратифицированная Российской Федерацией в апреле 1998 г. и являющаяся по правовой природе международным договором, занимает главенствующее положение среди международных норм, регулирующих организацию местного самоуправления в нашей стране. Совет Европы, признавая роль местных сообществ и развитии демократии, создал в 1957 г. постоянную конференцию местных и региональных властей европейских стран (с июня 1994 г. — Конгресс местных и региональных властей Европы). Конференция в 1968 г. выступила с предложением принять в целях защиты и усиления самостоятельности местных властей Декларацию принципов местного самоуправления. Инициативу поддержала парламентская Ассамблея Совета Европы, и такая Декларация была принята. Постоянная конференция вынесла на рассмотрение Комитета министров Совета Европы подготовленный на основе Декларации проект Европейской хартии местного самоуправления. В окончательном виде Хартия была принята Комитетом министров в июне 1985 г. в форме конвенции и открыта к подписанию 15 октября того же года. В этот день Хартию подписали Австрия, Бельгия, Дания, Франция, ФРГ, Греция, Италия, Лихтенштейн, Люксембург, Португалия, Испания. В последующем к ним присоединились другие европейские страны. 28 февраля 1998 г. министр иностранных дел РФ подписал от имени Российской Федерации Европейскую хартию местного самоуправления. 11 апреля 1998 г. Президент РФ подписал Федеральный закон о ратификации Хартии. Европейская хартия местного самоуправления содержит принципиальные положения об организации местного самоуправления.
    Хартия обязывает государства закрепить во внутреннем законодательстве и применять на практике совокупность юридических норм, гарантирующих политическую, административную и финансовую независимость муниципальных образований. Она также устанавливает необходимость конституционного регулирования автономии местного самоуправления. Кроме того, Хартия является первым юридическим документом, гарантирующим соблюдение принципа субсидиарности государствами — членами Совета Европы. Хартия состоит из Преамбулы и трех частей. Преамбула закрепляет фундаментальные принципы Хартии, которыми являются : роль местного самоуправления в обеспечении демократии, эффективного управления и децентрализации власти; роль муниципальных образований в развитии Европы; необходимость для муниципалитетов иметь широкую автономию. Первая часть содержит основополагающие положения относительно местной автономии. В частности, закрепляется необходимость конституционного и законодательного регулирования местного самоуправления (ст. 2), определяется понятие местного самоуправления (ст. 3), устанавливаются принципы организации и деятельности органов местного самоуправления (ст. 4), например, наличие предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления, позволяющих последним эффективно решать вопросы местного значения. Вторая часть содержит различные положения относительно обязательств государств, подписавших и ратифицировавших Хартию. Исходя из намерения обеспечить баланс между нормами Хартии и институционально-юридическими особенностями государств. Хартия предоставляет государствам право не включать во внутреннее законодательство некоторые положения Хартии при наличии правового обоснования (ст. 12). Указанная статья также закрепляет, что принципы местного самоуправления обязательные для всех государств. Третья часть регулирует процедурные вопросы, содержание которых, как правило, стандартно и наличествует во всех конвенциях Совета Европы: подписание, ратификация и вступление в силу (ст. 15), территориальная сфера действия (ст.16), денонсация и нотифицирование (ст.18, 19). Таким образом, местные власти должны осуществлять управление и контролировать значительную часть публичных обязательств в интересах местного населения и под свою ответственность. В соответствии с принципом субсидиарности, Хартия закрепляет, что публичные обязательства должны реализовываться на наиболее близком населению уровне, и должны относиться к более высокому административному уровню только в том случае, если решение таких задач силами местных администраций неэффективно или невозможно. Принципы Хартии применимы ко всем видам органов местного самоуправления.
    Список используемых источников:
    1. Европейская хартии местного самоуправления // Консультант Плюс, 2009 г.
    2. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник/ Под ред.Ю.А. Дмитриева. -М., 2006.
    3. Фадеев В. И. Муниципальное право России. -М., 2003.

  2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМЫ.
    Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и — в этом качестве — составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности). Будучи властью особого рода, местное самоуправление опирается на определенные основы: правовую, территориальную и финансово-экономическую. Рассмотрим одну из них.
    Рассматривая местное самоуправление, нельзя опустить его правовую основу. Ведь без нормативной базы и вообще бы не существовало этой формы организации власти. Правовая основа местного самоуправления — это совокупность различных нормативных правовых актов и отдельных правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления. В состав правовой основы местного самоуправления в России входят, прежде всего, некоторые международно-правовые нормы. Важнейшей из них для местного самоуправления является Европейская хартия местного самоуправления 1985 года. Также правовую основу составляют положения, содержащиеся в других правовых актах: Конституция РФ (ст. 12, гл. 8 и др.); основные законы субъектов РФ; рамочные федеральные законы; федеральные законы, издаваемые в развитие рамочных законов и регулирующие основы отдельных сторон местного управления на федеральном уровне; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Конституционного Суда РФ и др. Нормативная база местного самоуправления ежегодно подвергается реформированию и корректировке. С 2006 года на территории некоторых субъектов РФ вступил в силу новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№131-ФЗ от 6 октября 2003 года). Основной целью Федерального закона является устранение неопределённостей в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
    Формирование эффективной системы местной власти – всегда длительный и довольно сложный процесс. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Российской Федерации данный процесс до сих пор находится в стадии развития и включает множество нерешенных проблем: 1) несогласованность и несистематизированность законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; 2) неполное и непоследовательное законодательное регулирование вопросов организации и деятельности органов МСУ; 3) отсутствие четкого правового разграничения полномочий между органами государственной власти (федеральными и субъектов Российской Федерации) и органами МСУ; 4) недостаточное обеспечение финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; 5) нехватка квалифицированных муниципальных кадров и др.
    Деятельность государства по решению этих и других проблем должна осуществляться в рамках единой государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации. По моему мнению, государство должно уделить большее внимание модернизации и усовершенствованию правовой системы местного самоуправления, потому что при урегулировании ситуации в каждом субъекте РФ будет намного проще управлять такой огромной державой.

  3. Муниципальные выборы — порядок выдвижения, назначения и регистрации кандидатов, определение результатов. Муниципальные выборы — это форма прямого волеизъявления жителей муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований в целях формирования выборных органов местного самоуправления и наделения полномочиями выборных должностных лиц местного самоуправления. Выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, и иных граждан не допускается. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации и иными законами быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
    Выдвижение кандидатов и их регистрация — важный этап муниципальных выборов, целью которых является формирование органов местного самоуправления, способных эффективно решать стоящие перед муниципальными образованиями задачи. Федеральный закон предусматривает возможность реализации гражданином своего пассивного избирательного права путём непосредственного выдвижения либо в составе списка кандидатов.
    Непосредственное выдвижение кандидатов в представительный орган муниципального образования может быть осуществлено путём:
    1) самовыдвижения;
    2) выдвижения избирательным объединением.
    Выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001г. №95-ФЗ «О политических партиях», а иными общественными объединениями — на их съездах (конференциях, собраниях), включая региональные и местные отделения, тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
    Регистрация кандидатов осуществляется избирательной комиссией муниципального образования (либо соответствующими окружными комиссиями) при наличии заявления о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, а также представленных в соответствии с законом сведений о размере и источниках доходов и имуществе. Данная регистрация предполагает также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов.
    На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов путём суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделённая этим правом законом. О результатах выборов составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. На основании протокола о результатах выборов комиссия принимает решение о результатах выборов. Проделанная работа призвана согласовать установленные федеральным законом порядок опубликования и обнародования итогов голосования и результатов выборов призван обеспечить общественный контроль за результатами выборов, открытость и гласность работы избирательных комиссий

  4. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ

    Муниципальное право – относительно новое понятие для российской правовой системы. Возникновение муниципального права как отрасли права относится к началу 1990-х гг, т. к. в этот период в Российской Федерации шел процесс формирования правовой базы местного самоуправления.
    Научная дисциплина «муниципальное право» – представляет собой совокупность знаний, теорий и идей о правовом регулировании организации и функционирования местного самоуправления. Муниципальное право как наука – более широкое понятие, чем муниципальное право как отрасль права. Наука муниципального права помимо общепризнанных норм рассматривает дискуссионные положения, выдвигает новые концепции и гипотезы. Теоретическими источниками муниципального права являются фундаментальные научные труды ученых-юристов и видных деятелей земского движения дореволюционной России.
    Выделяют три группы источников муниципального права.
    1. Нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне, Конституция РФ – главный источник муниципального права и федеральные законы. В Конституции содержатся нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии прав местного самоуправления. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. 21 июля 2007 г.)
    2. Нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации: конституции республик и др.
    3. Нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и тд.
    Таким образом, муниципальное право представляет собой комплексную отрасль права, соединяя в себе части гражданского, административного и уголовного права, выступая при этом самостоятельной учебной дисциплиной, являясь также частью юридических наук.

  5. ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Источниками в любой отрасли права называют правовые акты, в которых находят свое внешнее содержание нормы отрасли права. Главная цель эссе – это показать, какие есть источники муниципального права и какое место они занимают в муниципально-правовых отношениях. Актуальность данной темы обусловлена тем, что правовое положение местного самоуправления как самостоятельной формы в механизме осуществления народовластия обусловило необходимость полного охвата всех сторон его организации и деятельности единой отраслью научных знаний. Такой отраслью является наука муниципального права. Источники муниципального права в Российской Федерации разделяются на три уровня, основной из которых – федеральный уровень, т.е. данные источники принимаются Федеральными органами законодательной власти. Первое место здесь занимает Конституция. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ. Ее принятие в 1993 г. положило начало новому периоду развития местного самоуправления в Российской Федерации. Местное самоуправление является одним из предусмотренных Конституцией РФ способов реализации публичной власти в Российской Федерации. Базовым федеральным законом, регулирующим деятельность местного самоуправления в Российской Федерации, является Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131. В Федеральном законе о местном самоуправлении 2003 г. значительно изменена концепция местного самоуправления. В наибольшей степени претерпели изменения территориальные основы местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации также могут издавать нормативно – правовые акты, предметом которых является регулирование местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации вправе законодательно регулировать те сферы местной жизни, которые в области их правового регулирования относятся исключительно к ведению субъектов. Согласно ст. 4 Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. общественные отношения в области местного самоуправления могут также регулироваться конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Важным элементом правовых основ местного самоуправления являются муниципальные правовые акты, в систему которых входят: устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Муниципальное право регулируется в Российской Федерации довольно-таки современной системой законодательства. Но тем не менее, по моему мнению, органы власти должны постоянно вводить что-то новое для улучшения эффективности осуществления местной власти.

  6. МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ: ПОНЯТИЕ, ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИТОГОВ. ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ БЫТЬ ВЫНЕСЕНЫ НА МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ

    Конституция Российской Федерации наряду со свободными выборами называет высшим непосредственным выражением власти народа и референдум. Местный референдум — это голосование жителей муниципального образования по утверждению наиболее важных вопросов местного значения. Законодательное определение референдума дано в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно ст. 2 данного Федерального закона референдум — это форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. Местный референдум — это референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования: 1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации; 2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями и иными общественными объединениями; 3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.
    Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы: о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления; о персональном составе органов местного самоуправления; об избрании депутатов и должностных лиц; о принятии или об изменении местного бюджета; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. Чтобы у населения была возможность осуществления непосредственной демократии, должностные лица и органы местного самоуправления должны им в этом содействовать. Дальнейшее развитие правовой основы, непосредственного решения населением вопросов местного значения, по моему мнению, может привести к увеличению активности и инициативности населения при решении местных вопросов, а также к увеличению контроля гражданами деятельности муниципальных органов и должностных лиц, формированию обратных и прямых связей между населением и органами местного самоуправления.

  7. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Местное самоуправление – способ организации и осуществления власти на местах, обеспечивающий самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.
    В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
    Принципы организации местного самоуправления:
    1) гарантированность Конституцией как выражение власти народа; 2) самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления; 3) структура органов местного самоуправления определяется населением Полномочия органов местного самоуправления:
    1)владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; 2) установление местных налогов и сборов; 3) комплексное развитие муниципального образования; 4) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; 5)регулирование планировки и застройки территории;
    В современный период в субъектах РФ и муниципальных образованиях в развитие федерального законодательства сформировалась собственная нормативно-правовая база, регулирующая осуществление местного самоуправления в разнообразных формах прямой и представительной демократии с учетом местных особенностей и традиций.

  8. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
    В соответствии с 1 статьёй ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
    Суть местного самоуправления заключается в автономности от других органов государственной власти, самостоятельности населения в решении местных проблем. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а значит, последние не могут давать обязательных указаний муниципальным органам.
    Принципы местного самоуправления нашли отражение в Европейской хартии местного самоуправления, Конституции РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Принципы, закрепленные во всех указанных выше нормативных правовых актах, необходимо считать общими, так как они охватывают все стороны организации местного самоуправления в Российской Федерации и едины для всех субъектов РФ.
    К принципам местного самоуправления относят следующие:
    1. Верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов Российской Федерации;
    2. Самостоятельность местного самоуправления;
    3. Невключение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти;
    4. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления;
    5. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
    6. Гласность деятельности по осуществлению местного самоуправления;
    7. Обязательность наличия выборных органов в системе органов местного самоуправления;
    8. Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением, государством, юридическими и физическими лицами;
    9. Неподчиненность одного муниципального образования другому;
    10. Обеспечение государством минимальной наполняемости местных бюджетов;
    11. Государственная поддержка местного самоуправления;
    12. Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти по обеспечению жизнедеятельности населения муниципального образования.
    Принципы местного самоуправления способны характеризовать организацию и функционирование института местного самоуправления в Российской Федерации только в комплексе. Понимание каждого из перечисленных принципов позволяет в дальнейшем уверенно рассуждать о модели местного самоуправления и практике ее реализации в России.

  9. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ

    Важнейшим элементом правовой основы местного самоуправления является муниципальный правовой акт. В теории права общепризнано, что муниципальный правовой акт — это принимаемый в строго регламентированном порядке официальный документ, обязательный для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающий либо изменяющий общеобязательные правила поведения или имеющий индивидуальный характер, порождающий определенные правовые последствия и направленный на урегулирование правоотношений между субъектами местного самоуправления. Он принимается населением муниципального образования непосредственно органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданным органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
    Муниципальные правовые акты, как официальные письменные документы, могут быть нормативными и ненормативными. Нормативный правовой акт — это принятый в определенном порядке официальный письменный документ, выражающий волеизъявление населения (избирателей), полномочного органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления по установлению, изменению или отмене норм права — общеобязательных правил, рассчитанных на многократное применение и адресованных неопределенному кругу лиц. Цель нормативного правового акта — установить нормы права, т.е. первично урегулировать общественное отношение, определить права и обязанности его участников. Ненормативные правовые акты часто называют также актами применения права или индивидуальными правовыми актами. В известном смысле в качестве ненормативных правовых актов можно понимать действия органов местного самоуправления, должностных лиц. Цель ненормативного правового акта — обеспечить реализацию предписаний нормативного акта, его применение.
    Федеральный закон Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ в гл. 1 содержит ст. 7 «Муниципальные правовые акты», тем самым подчеркивается, что принятие таких актов является одним из важных способов реализации задач местного самоуправления. Муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение наступает ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
    В систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования; 2) правовые акты, принятые на местном референдуме, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования. Существуют также основные требования, которым муниципальные акты должны соответствовать:
    1. Требование законности. То есть муниципальные правовые акты должны соответствовать актам более высокого уровня. В ФЗ-131 органам местного самоуправления предоставляется обжаловать в суд закон или иной акт, если они посчитают, что он противоречит их конституционным правам и т.д. Но до вступления в силу решения суда органы местного самоуправления обязаны исполнять акт, который они обжалуют в суд. Обжалование не приостанавливает действие обжалуемого акта.
    2. Обоснованность муниципальных правовых актов. Обоснованность — объективная необходимость в издании данного акта; обеспеченность решения данного вопроса кадровыми, финансовыми, материальными ресурсами и какими-либо другими условиями.
    3. Соответствие муниципальных правовых актов требованиях ГОСТа (государственным стандартам). Оно обязательно должно содержать наименование органа, его издающего, наименование муниципального органа, название (по какому вопросу принимается), дата, должна быть подпись уполномоченного лица и печать соответствующего органа. Кроме того, должны быть литературные стандарты – «стилистика деловой речи».
    Итак, муниципальные правовые акты являются важным элементом системы местного самоуправления. Они характеризуют муниципальную власть как самостоятельный уровень публичной власти, тем не менее власть подзаконную. Принятие данных актов, по моему мнению, дало большую самостоятельность субъектам РФ, увеличило рациональность деятельности властей.

  10. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Основанием для досрочного прекращения полномочий является удаление в отставку по решению представительного органа муниципального образования. Согласно Закону № 131-ФЗ Глава МО может быть удален в отставку при наступлении следующих случаев:
    1. систематическое неисполнение им своих должностных полномочий в течение 3х и более месяцев без уважительных причин;
    2. нецелевое использование им финансовых средств, выделенных из федерального, регионального бюджетов в форме субвенций;
    3. объявление неудовлетворительной оценки деятельности Главы муниципального образования более 2 раз подряд по итогам его ежегодного отчёта перед представительным органом муниципального образования.
    В таких вышеперечисленных случаях инициатива об удалении в отставку Главы муниципального образования может исходить от самого представительного органа муниципального образования, если она поддержана не менее чем 1/3 от установленной численности депутатов.
    В свою очередь, решение об удалении в отставку Главы муниципального образования считается принятым, если за него проголосовало не менее чем 2/3 от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. И затем оно подлежит официальному опубликованию в течение 5-ти дней со дня его принятия.

  11. СТРУКТУРА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВО ВНОВЬ ОБРАЗОВАННОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
    Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.( Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»)
    Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации является обязательным.
    Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
    Структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования. Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.
    Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума.
    Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования в случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного в настоящей части местного референдума устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
    Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.
    Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию вновь образованного муниципального образования, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Материально-техническое обеспечение проведения выборов в представительный орган вновь образованного муниципального образования осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
    До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.
    Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
    До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

  12. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СОДЕРЖАНИЕ.
    Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность. Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия. Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц. Являясь частью демократической системы управления обществом и государством, оно путем самостоятельного решения вопросов местного значения реализует также задачи по обеспечению жизненных интересов населения, социальной защите граждан. Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуя социальное предназначение местного самоуправления (должное) и процесс его осуществления (сущее). С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные функции:
    1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
    2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;
    3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
    4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
    5) охрана общественного порядка;
    6) представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.

  13. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    В своей деятельности выборные должностные лица местного самоуправления обладают значительными гарантиями, которые представляют совокупность организационных, материальных, социальных и иных механизмов, форм или способов обеспечения реализации прав и обязанностей.
    Уставы муниципальных образований содержат перечень гарантий, объем которых зависит от возможностей местного бюджета, политических и экономических ситуаций в стране. Думается, что будет справедливым, если работающий на постоянной основе депутат после освобождения от занимаемой должности будет продолжать в течение полугода получать, если он не устроился на новое место работы, установленную ему среднемесячную заработную плату с учетом индексации за счет средств местного бюджета. Если по новому месту работы заработная плата будет ниже получаемой депутатом, то в течение года ему может производиться соответствующая доплата за счет средств местного бюджета. Такие социальные гарантии крайне важны. Они позволяют вовлечь в представительные органы наиболее подготовленных людей, обладающих высокими профессиональными и гражданскими качествами. Всем депутатам гарантируется возмещение затрат, которые они понесли при исполнении депутатских обязанностей за счет местного бюджета. Депутаты в большинстве субъектов РФ пользуются правом бесплатного проезда на территории муниципального образования почти на всех видах наземного пассажирского транспорта. Представительный орган местного самоуправления вправе принять решение о страховании жизни и здоровья депутата за счет средств местного бюджета. К гарантиям депутатской деятельности относится также депутатский иммунитет — неприкосновенность. Гарантии прав депутатов при привлечении их к уголовной или административной ответственности, аресте, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, занимаемого ими жилого или служебного помещения, их личных и служебных транспортных средств, переписки, принадлежащих им документов устанавливаются ФЗ. Депутаты не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности (индемнитет) за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока их полномочий.
    Таким образом, можно сделать вывод, что депутатская неприкосновенность позволяет депутату представительного органа местного самоуправления беспрепятственно осуществлять свои полномочия, без боязни возможных преследований за те или иные законные действия, волеизъявление при голосовании. Неправомерное воздействие на депутата, членов его семьи и других родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях прекращения депутатской деятельности, изменения ее характера, влечет ответственность, предусмотренную законодательством. Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов местного самоуправления законных требований депутата либо создание препятствий при осуществлении им своих полномочий, а равно предоставление депутату заведомо ложной информации или несоблюдение установленных законодательством сроков и порядка предоставления информации и ответов на запросы и обращения депутата влечет ответственность, предусмотренную законодательством. Оскорбление депутата либо распространение искаженной информации об его депутатской деятельности влекут ответственность, также предусмотренную законодательством.
    Члены выборных органов местного самоуправления обладают гарантиями их деятельности, аналогичными гарантиям депутатской деятельности.

  14. ВИДЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

    Местное самоуправление — одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельное решение населением (непосредственно или через создаваемые им органы) достаточно широкого круга проблем преимущественно местного характера. Они напрямую связаны с жизненными интересами людей, повседневными заботами жителей городских и сельских поселений.
    Легальное определение муниципального образования содержится в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[2] : «Муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения».
    Таким образом, можно выделить следующие элементы категории «муниципальное образование»
    — поселение или поселения, объединенные общей территорией в пределах которых осуществляется местное самоуправление;
    — выборные органы местного самоуправления, действующие на территории данного поселения;
    — муниципальная собственность и бюджет
    Вместо существующих типовых наименований уровней муниципальных образований, таких как город, поселок, сельский округ, район, законом водятся следующие типовые наименования:
    · городское поселение – город, поселок, городской округ;
    · сельское поселение;
    · муниципальный район.

    Итак, в нашей стране в процессе преобразований в стране создана новая система управления, состоящая из двух ветвей власти – государственной и местного самоуправления.
    И одно из ключевых понятий местного самоуправления и основа его функционирования – муниципальное образование.
    Особенностью настоящего этапа становления местного самоуправления и муниципальных образований, является то, что на уровне субъектов Российской Федерации и на муниципальном уровне идет активное развитие муниципального права. Как показала практика, основные причины возникновения споров в сфере применения норм этого муниципального права заключаются в недостаточном правовом регулировании вопросов местного самоуправления субъектом Российской Федерации; непризнании в ряде случаев права отдельных территорий на осуществление местного самоуправления; отсутствии уставов муниципальных образований; не назначении в установленные сроки выборов в органы местного самоуправления.

  15. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА РФ, ИХ ОСОБЕННОСТИ

    Муниципальное право-это комплексная отрасль российского права регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления.
    Предмет муниципального права-это отношения в сфере осуществления местного самоуправления .
    Отношения в сфере осуществления местного самоуправления — деятельность населения, которая:а) признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации;б) осуществляется населением самостоятельно и под свою ответственность;в) направлена на решение непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения;г) осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
    Муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.Следует учитывать, что это определение отражает не все, а лишь основные, наиболее важные характеристики муниципального права.
    Под методом правового регулирования в муниципальном праве понимается совокупность средств и способов, с помощью которых правовые нормы воздействуют на общественные отношения в системе местного самоуправления, регулирую их.В связи с тем, что муниципальное право охватывает сферы публичного и частного права, оно сочетает два способа регулирования общественных отношений в системе местного самоуправления: императивный и диспозитивный.
    Императивный метод состоит в том, что в системе местного самоуправления принимаются решения на местных референдумах, собраниях, сходах, представительными и исполнительными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, которые обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений, действующими в пределах границ муниципального образования, т.е. в данном случае налицо отношения соподчиненности субъектов правоотношений, зависимость одних от других.
    Диспозитивный метод заимствован из сферы частного права. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и самостоятельно выступают в гражданском обороте. Они вправе заключать договоры с юридическими лицами, с государственными органами. В данном случае применяется принцип юридического равенства субъектов отношений.
    Таким образом, в муниципальном праве не используется один из методов правового регулирования в качестве основного, специфического, присущего данной отрасли права, а имеет место синтез методов правового регулирования, что обусловлено предметом муниципального права и комплексным характером отрасли «муниципальное право». Все это создает особый режим муниципально-правового регулирования.

  16. МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ, ОБЪЕКТОВ И СОДЕРЖАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

    Муниципально-правовые отношения – это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
    Муниципальные правоотношения, являясь сравнительно новым институтом в системе современного российского права, несут в себе много сложности в понимании. И, на мой взгляд, рассмотрение данного вопроса следовало бы начать прежде всего с определения того, кто является субъектом данных правоотношений.
    Я склоняюсь к точке зрения Фадеева В.И. и ряда других ученых, которые предлагают условное деление субъектов муниципальных правоотношений на три вида.
    К первому виду относится особый субъект – муниципальное образование. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
    Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения по вопросам местного значения. Это прежде всего население муниципального образования. Законодательством о местном самоуправлении некоторых субъектов Федерации население муниципального образования именуется местным сообществом. Вопросы местного значения могут решаться собранием (сходом) граждан.
    Субъектами муниципальных правоотношений, наделенных полномочиями на решение вопросов местного значения, являются выборные и другие органы местного самоуправления.
    Наконец, к третьему виду относятся субъекты, которые в той или иной форме содействуют осуществлению местного самоуправления (органы территориального общественного самоуправления; ассоциации и союзы муниципальных образований; государственные органы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации).
    Разобравшись в том, что представляют из себя субъекты и объекты муниципальных правоотношений, можно перейти к рассмотрению вопроса о содержании муниципальных правоотношений, на мой взгляд, самому трудному в данной теме.
    Его сложность заключается в том, что необходимо понимать под словом содержание. Ряд ученых определяют содержание, как правовую структуру, состоящую из соединения прав, обязанностей и предметов ведения. Другие ученые, ссылаясь на Советский Энциклопедический Словарь, утверждают, что сочетание прав, обязанностей и предметов ведения образуют более сложную категорию – компетенцию, так как под содержанием следует понимать только совокупность действий, совершаемых на основании прав и обязанностей, а предмет – это то, что может находиться в отношении, обладать каким-либо свойством, над чем совершаются действия. И поэтому, на мой взгляд, вторая точка зрения является наиболее обоснованной и приближенной к истинности.
    Таким образом, как мы можем видеть, вопрос о правах и обязанностях, их индивидуализации и совмещении, является очень сложным. Сложным является и понимание прав , их пределов, и обязанностей, их точного и неукоснительного соблюдения. Очень пагубным может оказаться для муниципального образования, когда перешагиваются данные барьеры. Поэтому необходимо, чтобы устанавливался и осуществлялся более жесткий контроль за соблюдением прав и обязанностей.

  17. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ.
    Легальное определение муниципального образования содержится в Федеральном законе от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: «Муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения».
    Ст. 131 Конституции РФ закрепляет осуществление местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. На основании факта данной статьи и ст.1 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» территория местного самоуправления является в то же время территорией муниципального образования.
    Муниципальные образования обладают следующими признаками:
    а) наличие собственной территории, границы которой установлены законом субъекта Федерации в соответствии с требованиями Закона № 131-ФЗ;
    б) наличие собственной компетенции, которую определяют законодательно установленные вопросы местного значения и полномочия местного самоуправления;
    в) наличие собственной экономической основы, которую составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований;
    г) наличие системы местного самоуправления в основе которой – наличие собственных выборных и иных органов местного самоуправления (их структура обязательно включает представительный орган муниципального образования, главу муниципального образования, местную администрацию);
    д) наличие устава муниципального образования, иных муниципальных правовых актов, составляющих в совокупности систему муниципальных правовых актов муниципального образования (они принимаются населением непосредственно и (или) органами и должностными лицами местного самоуправления);
    е) право устанавливать в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и местные традиции, и особенности.

  18. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ МП КАК ОТРАСЛИ ПРАВА В РФ
    Отрасль права — это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом правового регулирования и охватывающее комплексы однородных общественных отношений.
    Муниципальное право — это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на местное самоуправление непосредственно, а также через органы местного самоуправления.
    Материальной основой формирования муниципального права является местное самоуправление. Возрождение и развитие в современной России местного самоуправления на качественно новой основе стало основой формирования муниципального права. Важными факторами формирования муниципального права в Российской Федерации являются преемственность традиций местного самоуправления и особенности его конституционного статуса в России.
    Особенности этой отрасли:
    1. Её комплексный характер.
    2. Это молодая, новая, интенсивно развивающаяся отрасль российского права. Законодательство развивается бурно, активно развивается наука, проблем много…
    3. Это публичная отрасль права. Публичные отрасли – это отрасли, регулирующие отношения, вытекающие из властных отношений. Источник власти – местное население. Поэтому наиболее тесно связанно муниципальное право с конституционным, таможенным, административным.

  19. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ
    Местное самоуправление – способ организации и осуществления власти на местах, обеспечивающий самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.
    Местное самоуправление осуществляется на основе и в соответствии с Конституцией РФ. ФЗ № 154. другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, а также уставами соответствующих муниципальных образований.
    Законодательное регулирование субъектами РФ вопросов местного значения осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ №154.
    Федеральные законы, законы субъектов РФ, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и ФЗ № 154, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.
    В случае противоречия норм муниципального права. содержащихся в законах, положениям Конституции РФ. ФЗ № 154. применяются положения Конституции РФ и ФЗ № 154.
    В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
    Принципы организации местного самоуправления:
    1) гарантированность Конституцией как выражение власти народа; 2) самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления; Полномочия органов местного самоуправления:
    1)владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; 2) установление местных налогов и сборов; 3) комплексное развитие муниципального образования; 4) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; 5) регулирование планировки и застройки территории;

  20. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    В случае если глава муниципального образования избран или назначен на должность, занятие которой им противоречит требованиям законодательства, он обязан отказаться от одной из занимаемых должностей.
    Отсутствие в этом случае письменного заявления главы муниципального образования о добровольном сложении с себя полномочий по одной из занимаемых должностей в течение срока, превышающего один месяц с момента наступления соответствующих обстоятельств, влечет досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования. Факт указанного прекращения полномочий оформляется правовым актом представительного органа местного самоуправления.
    2. Полномочия главы муниципального образования прекращаются также досрочно в случаях:
    а) письменного заявления главы муниципального образования о сложении своих полномочий;
    б) утраты главой муниципального образования гражданства Российской Федерации;
    в) отзыва главы муниципального образования;
    г) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении главы муниципального образования за совершение умышленного преступления;
    д) признания гражданина, являющегося главой муниципального образования, недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
    е) объявления гражданина, являющегося главой муниципального образования, умершим или безвестно отсутствующим, решением суда, вступившим в законную силу;
    ж) смерти главы муниципального образования;
    з) отрешения его от должности Губернатором Ленинградской области либо Президентом Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством.
    3. Письменное заявление главы муниципального образования о сложении своих полномочий подается в представительный орган местного самоуправления. В этом случае полномочия главы муниципального образования считаются прекращенными на пятнадцатый день после даты регистрации заявления.
    4. Решения о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования принимаются представительным органом местного самоуправления и оформляются правовым актом.
    5. Полномочия главы муниципального образования в случае, предусмотренном подпунктом «в» пункта 2 настоящей статьи, прекращаются в порядке, установленном статьей 36 Положения об отзыве депутатов, главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления (приложение 2 к настоящему Уставу).

  21. УСТАНОВЛЕНИЕ ГРАНИЦ ПОСЕЛЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТАНОВЛЕНИЮ ГРАНИЦ ПОСЕЛЕНИЙ

    Граница муниципального образования — это черта, которая отделяет его территорию от территорий других муниципальных образований или межселенных территорий.
    Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских населенных пунктов, поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Территория муниципального образования должна быть единой и не может состоять из территориально не связанных друг с другом частей
    Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона.
    При создании муниципальных образований учитывается история складывания местного сообщества, величина его территории, тип поселений и их число, численность населения соответствующих поселений, наличие транспортной, иной инфраструктуры, пешеходная, транспортная доступность до административного центра и др.
    Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
    Таким образом, установление территории и границ является необходимым этапом процесса образования и преобразования муниципальных образований и элементом процедуры государственной регистрации уставов муниципальных образований: в них описываются границы, и раскрывается состав территории муниципального образования. При регистрации устава муниципального образования проверяется законность этой части устава, правильность документального закрепления границ муниципального образования.

  22. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПОРЯДОК ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ. Представительные органы – это выборные органы, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Представительный орган состоит из депутатов, численность которых определяется уставом территориальной единицы. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» количество депутатов ставит в зависимость от численности населения муниципального образования.
    Данная пропорция выглядит следующим образом:
    Формирование представительного органа поселения, как уже отмечалось, может происходить только на муниципальных выборах. Формирование представительного органа муниципального района имеет следующие особенности:
    . в случае прямых муниципальных выборов число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района;
    . в случае делегирования глав и депутатов представительных органов поселений устанавливается равная независимо от численности населения поселения норма представительства, определяемая в порядке, установленном статьей 35 Федерального закона № 131_фз97.)
    Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.
    Численность депутатов представительного органа поселения определяется уставом муниципального образования и не может
    быть менее:
    7 человек — при численности населения менее 1000 человек;
    10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
    15 человек — при численности населения от 10000 до 30 000 человек;
    20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
    25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
    35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.

  23. ПРИНЦИПЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ

    Принцип самостоятельности местного самоуправления реализуется посредством широкого набора специальных юридических норм, которые наделяют его собственной компетенцией, состоящей из предметов ведения (вопросов местного значения) и полномочий по их решению. Самостоятельность муниципальных органов допускается лишь в пределах полномочий местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ).
    Принцип самостоятельности опирается на права муниципальных образований по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, формированию и исполнению местных бюджетов, ведению местного хозяйства, сообразуясь при этом с потребностями и ресурсами территории. В пределах полномочий местного самоуправления муниципальные органы как властные учреждения издают правовые акты, обязательные для применения в границах муниципального образования.
    Ответственность местного самоуправления как принцип его деятельности реализуется в различных, предусмотренных законодательством формах: перед населением конкретного муниципального образования; государством; физическими и юридическими лицами.
    Ответственность местного самоуправления перед населением муниципального образования наступает в результате утраты его доверия. Однако возбуждение процедуры отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления требует обязательного установления в судебном порядке фактов конкретных правонарушений, допущенных депутатом, должностным лицом.
    Ответственность местного самоуправления перед государством установлена за нарушение Конституции РФ, федерального и регионального законодательства, устава муниципального образования, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных полномочий. Меры ответственности: роспуск представительного органа местного самоуправления; отрешение от должности главы муниципального образования; признание недействующими в судебном порядке актов органов местного самоуправления; др.
    Ответственность местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами предусмотрена в порядке, установленном федеральными законами.

  24. ГЛАВА МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ КОНТРАКТА С ГЛАВОЙ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ.
    В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ главой местной администрации является: либо глава муниципального образования в случае его избрания жителями на муниципальных выборах; либо лицо, назначаемое по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Статус лица, назначенного по контракту, отличается от статуса главы местной администрации, являющегося одновременно главой муниципального образования (поселения). Контрактом с главой местной администрацией является до¬говор, заключаемый от имени муниципального образования с физическим лицом на осуществление полномочий по руководству администрацией муниципального образования. Условия контракта для главы местной администрации утверждаются представительным органом муниципального образования (часть 3 статьи 37). При этом уставом муниципального образования могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации(часть 4 той же статьи). Часто условия контракта включают определенные квалификационные требования к главе администрации, необходимые для реализации им своих полномочий. Это могут быть требования к образовательному уровню кандидата, опыту его работы, в том числе на руководящих должностях, возможны также определенные ограничения по возрасту. Срок полномочий главы местной администрации, назначаемого по контракту, определяется уставом муниципального образования и обычно совпадает со сроком полномочий представительного органа. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом с учетом требований Закона 131-ФЗ (опубликование информации о конкурсе не менее чем за 20 дней до даты проведения конкурса).
    В соответствии с частью 6 статьи 37 лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, но контракт с главой местной администрации заключает глава муниципального образования.
    Согласно части 11 статьи 37 контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления: представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения; высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ; главы местной администрации — в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта РФ. Кроме того, полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, могут прекратиться досрочно в случаях, перечисленных в части 10 статьи 37 Федерального за¬кона № 131-ФЗ. Эти случаи не отличаются от тех, которые предусмотрены для любого должностного лица местного самоуправления, но включают перечисленные случаи расторжения контракта по соглашению сторон или в судебном порядке.
    Список используемых источников
    1. Российская Федерация. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//Консультант Плюс, 2009 г.
    2. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник/ Под ред.Ю.А. Дмитриева. -М., 2006.
    3. Фадеев В. И. Муниципальное право России. -М., 2003.

  25. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция РФ, Федеральный закон ʼʼОб общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерацииʼʼ, другие федеральные законы; конституции, уставы и законы субъект Федерации, а также уставы муниципальных образований и др.
    нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Вместе с тем, составной частью правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации является ратифицированная в 1998 ᴦ. нашей страной Европейская Хартия местного самоуправления; ее основные принципы и положения нашли отражение в российском законодательстве о местном самоуправлении.
    В развитии правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации можно выделить три периода: 1) с 1990 1991 ᴦ. по октябрь—декабрь 1993 ᴦ.; 2) с октября—декабря 1993 по сентябрь 1995 ᴦ.; 3) с 1 сентября 1995 ᴦ. (в данный день вступил силу Закон об общих принципах организации местного самоуправления, развивающий конституционные положения о местном самоуправлении) по настоящее время.
    Первый период связан с началом формирования правовой ось вы местного самоуправления в Российской Федерации. Именно 1990—1991 гᴦ. происходит переход к новым принципам организации местной власти, принимаются первые законы о местном самоуправлении (Закон СССР ʼʼОб общих началах местного самоуправления Закон СССР об общих началах местного самоуправления опре­делял местное самоуправление как часть социалистического само­управления народа, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ призвано обеспечить реализацию правового статуса личности(1), свобод граждан(3), их самостоятельность в решении вопросов соци­ального и экономического развития территории, охраны окру­жающей среды. Он устанавливал систему местного самоуправле­ния, которая включала местные Советы народных депутатов в ка­честве основного звена данной системы, органы территориального общественного самоуправления, а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демо­кратии.
    В соответствии с Законом местное самоуправление осуществля­лось в границах административно-территориальных единиц.
    В качестве основы местного хозяйства Закон закрепил комму­нальную собственность. Предусматривалась судебная защита прав и законных интересов местного самоуправления. В соответствий с ним союзные и автономные республики должны были разработать и принять собственные законодательные акты, регулирующие местное самоуправление.
    Закон РСФСР о местном самоуправлении определял местное самоуправление как систему организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопро­сов местного значения, исходя из интересов населœения, его истори­ческих, национально-этнических и иных особенностей, на базе Конституции и законов Российской Федерации, конституций и законов республик в составе Российской Федерации.
    Российский закон в отличие от союзного ввел в понятие местно­го самоуправления такой важный его признак, как собственная правосубъектность, ответственность населœения, берущего на себя право самостоятель­ного решения вопросов местного значения.
    Закон использовал также понятие ʼʼмуниципальная собствен­ностьʼʼ, в то время как союзный — понятие ʼʼкоммунальная собст­венностьʼʼ. Местное самоуправление в соответствии с ним осущест­влялось в границах районов, городов, районов в городах, посœелков, сельсоветов, сельских населœенных пунктах, ᴛ.ᴇ. в границах адми­нистративно-территориальных единиц.
    Конституция РФ. Федеральное законодательство в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении.
    Конституция РФ, федеральные законы занимают особое место в правовой базе местного самоуправления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ определяется следующими факторами.
    Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправле­ние как особый уровень власти в государстве, специфический запрет на ограничение прав местного самоуправления, уста­новленных Конституцией и федеральными законами, а также су­дебная защита этих прав.
    Основополагающие начала организации и деятельности мест­ного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляемые Конституцией РФ, получили развитие в Законе об общих принципах организации местного самоуправления. В нем определœены единые принципы формирования и развития основ местного самоуправления в нашей стране: правовых, территори­альных, организационных и финансово-экономических.
    Вместе с Конституцией РФ, Европейской Хартией местного самоуправления он составляет, таким образом, юридическую базу политического режима, призванного обеспечить правовое регулирование местного самоуправления субъекта­ми Федерации.
    При этом следует учитывать особую роль Закона об общих принципах организации местного самоуправления в системе феде­ральных законов. Согласно ct. 7, ему не могут противоречить дру­гие федеральные законы, устанавливающие нормы муниципаль­ного права. В случае же противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции РФ, Закону об общих принципах организаций местного самоуправле­ния должны применяться положения Конституции РФ и назван­ного Закона. При этом его положения распространяются на рес­публики, края, области, города федерального значения, автоном­ную область, автономные округа.
    Значение указанного Закона для развития правовой основы местного самоуправления определяется также и тем, что он разгра­ничивает полномочия федеральных органов государственной влас­ти и органов государственной власти субъектов Федерации в облас­ти местного самоуправления. Полномочия федеральных органов государственной власти включают:
    а) правовое регулирование организации и деятельности мест­ного самоуправления.
    Оно осуществляется путем принятия и изменения федеральных законов об общих принципах организации местного самоуправле­ния, основах местного самоуправления (финансовых основах, основ муниципальной службы, основ приватизации муниципаль­ного имущества и т.д.). Вместе с тем, федеральные органы государственной власти при­нимают правовые акты по конкретным сторонам, направлениям муниципальной деятельности. Так, они регулируют порядок пере­дачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность устанавливают порядок судебной защиты и обеспечивают су­дебную защиту прав местного самоуправления; б) обеспечение контроля за соблюдением законодательства о местном самоуправлении.
    Федеральные органы государственной власти контролируют со­блюдение федеральных законов об общих принципах организации местного самоуправления. При этом они обеспечивают соответст­вие законодательства субъектов Федерации о местном самоуправ­лении Конституции РФ и федеральному законодательству. Вместе с тем, осуществляется прокурорский надзор за соблюдением закон­ности в деятельности органов и должностных лиц местного само­управления.
    Наконец, значение федеральных законов о местном самоуправ­лении обусловлено тем, что они, обеспечивая общие для всœех субъ­ектов Федерации подходы к вопросам формирования и развития правовой основы местного самоуправления, дают определœения ос­новных понятий и терминов, используемых при правовом регули­ровании муниципальных отношений: муниципального образова­ния; вопросов местного значения; органов и должностных лиц местного самоуправления; муниципальной службы и др.

  26. ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Глава муниципального образования и глава местной администрации: понятие, порядок замещения должности, полномочия, взаимоотношения с другими органами местного самоуправления.
    Статья 36 ФЗ от 06.10.2003 ;
    Глава МО – высшее должностное лицо МО, наличие которого в структуре органов МСУ является обязательным (наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; наименование устанавливается законом субъекта РФ см учетом традиций).
    Глава МО не может быть одновременно председателем представительного органа и главой местной администрации (исключение – сельские поселения) (избирается непосредственно населением или представительным органом из своего состава, что определяет его правовой статус).
    Глава МО может быть председателем представительного органа или главой местной администрации (если избирается на муниципальных выборах), председателем представительного органа (если избирается этим органом из своего состава).
    Элементы правового статуса: Глава может избираться 2 способами:
    1) На муниципальных выборах в соответствии с законодательством федеральными и субъектов.
    2)          Из числа депутатов избирателем представительного органа из своего состава требования к кандидату на эту должность: главой муниципального образования может быть лицо, обладающее пассивными избирательным правом, достигшим возраста 21 года (дополнительные условия могут быть установлены).
    Срок полномочий главы МО (от 2 до 5 лет; полномочия начинаются со дня вступления в должность и заканчиваются в день вступления в должность вновь избранного главы МО).
    Основания досрочного прекращения:
    отставка по собственному желанию;
    отрешение от должности; отзыв избирателями;
    установление в судебном порядке неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия;
    досрочное прекращение полномочий представительного органа (если он избран из состава данного органа) и др.
    Глава МО (представляет МО в отношениях с органами МСУ других МО, органами государственной власти, гражданами и организациями; подписывает и обнародует НПА, принятые представительным органом; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа).
    Глава МО – председатель представительного органа (в круг его полномочий также входят прав и обязанности, обусловленные его статусом председателя представительного органа – председательствует на его заседаниях, осуществляет полномочия и функции, закрепляемые уставом МО, регламентом представительного органа за председательствующим). Он также (руководит работой аппарата представительного органа, заключает контракт с главой местной администрации, организует в представительном органе прием граждан, рассмотрение их обращений, распоряжается средствами, выделенными на содержание представительного органа, от имени представительного органа подписывает исковые заявления, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа).
    Глава МО – глава местной администрации (обладает правами главы МО и главы местной администрации).
    Глава местной администрации, назначаемый на свою должность представительным органом, не обладает правами главы МО (объем его полномочий определяется задачами и исполнительно-распорядительными функциями, которые должна осуществлять местная администрация под его руководством в соответствии с законодательством о МСУ, уставом МО).
    Глава МО, являясь главой местной администрации, руководит исполнительно-распорядительным органом на принципе единоначалия (структура местной администрации утверждается по его представлению представительным органом).
    Глава МО, возглавляя местную администрацию,  в пределах своих полномочий издает (постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ ФЗ и законами субъектов РФ; распоряжения по вопросам организации работы местной администрации). Глава МО как глава местной администрации:
    обеспечивает планирование деятельности местной администрации;
    проводит рабочие совещания с заместителями, руководителями структурных подразделений;
    обеспечивает организацию работы с обращениями граждан, ведет личный прием граждан;
    обеспечивает решение кадровых вопросов;
    обеспечивает организацию контроля и проверки исполнения МПА.
    Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной и преподавательской.
    С главой местной администрации заключается срочный трудовой договор, он может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон  или в судебном порядке на основании:
    заявления представительного органа или главы муниципального образования в связи с нарушением контракта в части решения вопросов местного значения;
    в случае заявления высшего должностного лица субъекта федерации в связи с нарушением контракта в части; касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ;
    по заявлению главы местной администрации в связи с нарушением условий контракта органами МСУ или органами государственной власти.
    Если главой местной администрации является глава муниципального образования, его полномочия определяются законом «О статусе главы муниципального образования».
    Если главой местной администрации является назначенное должностное лицо, его полномочия устанавливаются контрактом в соответствии с уставом и законодательством субъекта федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*