Деятельность органов местного самоуправления в сфере развития и функционирования системы организаций дошкольного образования

1-070-898x542

Молотова А.С. – студентка гр. 15 ГиМУ(бп) МУ ФГБОУ ВО «Оренбургский
государственный университет», г. Оренбург, Россия
Приказчикова О.В. – научный руководитель, к. ист. н., старший преподаватель кафедры ОПДиП, ФГСН ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»,  г. Оренбург, Россия

Актуальность исследования. Дошкольное образование — очень важный фактор социальной жизни в стране.  закрепляет право каждого ребёнка на образование, в том числе и дошкольное. От его качества зависит очень многое, именно поэтому дошкольное образование сегодня рассматривается как наиболее важное социоформирующее обстоятельство.

Наличие и состояние муниципальных дошкольных образовательных учреждений является важным показателем оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов:

во-первых, доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих или не получающих дошкольную образовательную услугу в муниципальных образовательных учреждениях;

во-вторых, доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта.

Однако, к большому сожалению, невзирая на такую важность, проблема детских садов в России стоит очень остро и выражается во множестве факторов. Все они значимы и имеют свои особенности.

Объектом исследования является деятельность органов местного самоуправления в сфере развития и функционирования системы организаций дошкольного образования
Предмет исследования уровень обеспеченности и состояние системы дошкольных образовательных организаций г. Оренбурга.

Цель исследования: рассмотреть и проанализировать деятельность органов местного самоуправления в сфере развития и функционирования системы организаций дошкольного образования

Методы исследования: сравнительный анализ и изучение литературы; обобщение и систематизация теоретического материала; методы обработки данных полученных в ходе опроса общественного мнения на базе НИНАООМ «ФОКУС-ГРУПП».

Вывод. Определив актуальность, объект, предмет, цели и методы исследования нами были сформулированы вопросы для независимого опроса общественного мнения на тему «Деятельность органов местного самоуправления в сфере развития и функционирования системы организаций дошкольного образования».

Предлагаем Вам принять участие в проводимом исследовании.
Благодарим за сотрудничество.

Посещали ли вы в детстве детский сад?
  • да, я посещал(а) хороший детский сад недалеко от дома, места работы родителей и т. п. 56%, 112 ответов
    112 ответов 56%
    112 ответов - 56% из всех голосов
  • нет, в нашей семье не было такой необходимости (я оставался(лась) с бабушкой, няней и др.) 27%, 54 ответа
    54 ответа 27%
    54 ответа - 27% из всех голосов
  • нет, в нашем районе вообще не было детского сада 9%, 17 ответов
    17 ответов 9%
    17 ответов - 9% из всех голосов
  • нет, в ближайшем детском саду не было свободных мест 6%, 11 ответов
    11 ответов 6%
    11 ответов - 6% из всех голосов
  • да, я посещал(а) детский сад, но он находился далеко от дома или его состояние оставляло желать лучшего 3%, 6 ответов
    6 ответов 3%
    6 ответов - 3% из всех голосов
Всего ответов: 200
3 мая 2016 - 19 мая 2016
Опрос закрыт
Устраивало вас (или ваших родителей) качество образовательных услуг, предоставляемых муниципальным детским садом?
  • устраивало в определенной степени (имелись определенные, но не очень существенные недостатки) 79%, 158 ответов
    158 ответов 79%
    158 ответов - 79% из всех голосов
  • устраивало полностью (недостатков не было) 12%, 24 ответа
    24 ответа 12%
    24 ответа - 12% из всех голосов
  • устраивало, но с большими оговорками (имелись определенные и довольно существенные недостатки) 9%, 18 ответов
    18 ответов 9%
    18 ответов - 9% из всех голосов
  • не устраивало (имелись очень существенные недостатки) 0%, 0 ответов
    0 ответов
    0 ответов - 0% из всех голосов
Всего ответов: 200
3 мая 2016 - 19 мая 2016
Опрос закрыт
Устраивали вас (или ваших родителей) условия, созданные в помещении ДОУ (техническое оснащение, состояние здания, состояние прилежащей территории, освещение, влажность, температура воздуха и пр.)?
  • устраивали в определенной степени (имелись определенные, но не очень существенные недостатки) 82%, 164 ответа
    164 ответа 82%
    164 ответа - 82% из всех голосов
  • устраивали полностью (недостатков не было) 12%, 23 ответа
    23 ответа 12%
    23 ответа - 12% из всех голосов
  • устраивали, но с большими оговорками (имелись определенные и довольно существенные недостатки) 6%, 11 ответов
    11 ответов 6%
    11 ответов - 6% из всех голосов
  • не устраивали (имелись очень существенные недостатки) 1%, 2 ответа
    2 ответа 1%
    2 ответа - 1% из всех голосов
Всего ответов: 200
3 мая 2016 - 19 мая 2016
Опрос закрыт
Устраивало вас (или ваших родителей) качество питания, предоставляемое в муниципальных детских дошкольных учреждениях?
  • устраивало в определенной степени (имелись определенные, но не очень существенные недостатки) 62%, 124 ответа
    124 ответа 62%
    124 ответа - 62% из всех голосов
  • устраивало полностью (недостатков не было) 21%, 42 ответа
    42 ответа 21%
    42 ответа - 21% из всех голосов
  • устраивало, но с большими оговорками (имелись определенные и довольно существенные недостатки) 17%, 34 ответа
    34 ответа 17%
    34 ответа - 17% из всех голосов
  • не устраивали (имелись очень существенные недостатки) 0%, 0 ответов
    0 ответов
    0 ответов - 0% из всех голосов
Всего ответов: 200
3 мая 2016 - 19 мая 2016
Опрос закрыт

  1. Современная система дошкольного образования представляет собой гибкую многофункциональную сеть дошкольных образовательных учрежде-ний, которые предоставляют широкий спектр услуг (образовательных, оздо-ровительных, развивающихся, медицинских, организационных и др.) с учё-том возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей се-мьи и общества в целом. Дошкольные образовательные учреждения обеспе-чивают воспитание, обучение и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, присмотр, уход за ними.

    Сразу следует заметить, что в постсоветской России пребывание ре-бенка в детских садах было включено в систему образования, а не воспита-ния, как это было раньше. Однако нельзя не отметить и того, что, будучи со-ставляющей системы образования, дошкольное образование на фоне общего и профессионального образования, явно ушло в тень, и в этом смысле видит-ся негативная сторона такого концептуального изменения. Так, в Законе РФ «Об образовании» дошкольное образование явно обделено вниманием, что и неудивительно, учитывая несопоставимость этого уровня образования со всеми другими уровнями . В этом законе специально дошкольному образо-ванию уделена всего одна статья (ст. 18), где, к слову, акцент делается на воспитании, а не на образовании, что некоторым образом противоречит из-мененной концепции в системе образовании. Для сравнения: в Основах зако-нодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании 1973 г. дошкольному воспитанию в детских дошкольных учреждениях была по-священо отдельная глава. В интересующем нас контексте в ст. 15 Основ указывалось, что «Дет-ские дошкольные учреждения организуются исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а также с их разрешения государственными предпри-ятиями, учреждениями и организациями, колхозами, иными кооперативными и другими общественными организациями». В ст. 16 раскрывались задачи дошкольного воспитания, что заслуживает внимания и современного законо-дателя: «Детские дошкольные учреждения в тесном сотрудничестве с семьей осуществляют всестороннее, гармоничное развитие и воспитание детей, ох-раняют и укрепляют их здоровье, обеспечивают физическое и эстетическое воспитание, развивают познавательные интересы и способности, воспитыва-ют у детей любовь к природе, родному краю, к Родине, почтительное отно-шение к старшим, доброту, товарищество и коллективизм, другие высокие нравственные качества, прививают детям культуру поведения, трудолюбие, самостоятельность, первоначальные практические навыки, приучают их к ор-ганизованности и дисциплине, подготавливают к обучению в школе». В дей-ствующем законе об образовании столь четких задач не сформулировано

  2. Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. Система Дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития. В помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений, Сегодня в обществе нет единого взгляда на дошкольное образование. Существует мнение, что детские сады не нужны, что образование детей дошкольного возраста можно отдать на откуп родителям и что именно они вправе самостоятельно решать, как и где подготовить ребенка к будущей ступени образования. В услугах дошкольных образовательных учреждений нуждается подавляющее число родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Поэтому главной задачей Министерство образования считает сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений.

  3. Если обратиться к проблемам, с которыми сталкиваются в практике органы местного самоуправления, то речь идет прежде всего о бюджетном обеспечении финансирования новых школ в муниципальных образованиях. Так, в крупных городах ощущается нехватка школ, в результате чего приходится организовывать две и даже три смены. Однако строительство крупной школы настолько затратно, что на этот шаг муниципальные власти идут в редких случаях. Здесь, на наш взгляд, нужно привлекать бизнес-структуры, и прежде всего строительные фирмы. Не секрет, что строительный капитал получает огромные прибыли от строительства и продажи жилых домов. Складывается парадоксальная ситуация: вырастает огромный жилой микрорайон, в котором нет школ и других необходимых социальных объектов.

  4. Важность дошкольного образования невозможно недооценить. Во-первых, дошкольное образование входит в систему всеобщего образования, являясь его первой ступенью. Во- вторых, требования к современным будущим первоклассникам заставляют общество и родителей обеспечить определенный уровень интеллектуального развития ребенка. Конечно же, в этом случае не обойтись без дошкольных учреждений. Несколько лет назад повсеместно в наше стране закрывались детские сады. Связано это было с падением рождаемости, изменением политики в стране. Но сегодня чувствуется нехватка детских садов или других дошкольных образовательных учреждений (например, УДО в дополнительном образовании). Задача органов самоуправления в сфере развития дошкольного образования –это обеспечение всех нуждающихся местами в детских садах, а так же развитие дополнительного образования, где дошкольники так же смогут получить знания, определенные Федеральными государственными образовательными стандартами.
    Сегодня широко развивается строительство, растут новые кварталы, а обеспечить их детскими садами и школами государство «забывает». Поэтому органы местного самоуправления должны отслеживать и контролировать решение этой проблемы. Я считаю, что данный вопрос должен быть законодательно подкреплен: строится микрорайон-должна быть школа и детский сад.

  5. Дошкольное образовательное учреждение как первая ступень системы образования является критически важным элементом в процессе развития этих качеств. В данном контексте главными задачами становятся: раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Процесс обучения, воспитания и развития должен быть построен таким образом, чтобы выпускник образовательного учреждения в будущем мог самостоятельно ставить и реализовывать серьезные жизненные цели.

  6. В современных условиях возрастает роль муниципальных образований в жизни общества, так как они являются своего рода первичным звеном организации социально-экономической жизни территории. От характера процессов, происходящих, в различных муниципальных образованиях зависит, не только развитие местных сообществ, но и всей страны. Смещение центра тяжести в управлении на региональный уровень, дает положительный результат росту эффективности национальной экономики, что позволяет успешнее решать социальные, экономические, экологические и другие задачи, стоящие перед страной, регионом и муниципальным образованием. Поэтому на сегодняшний день особенно актуальным является становление и развитие муниципальных образований на уровне поселений. Те социально-экономические процессы, которые развиваются на территории МО, конечно, зависят от экономической, социальной, экологической, бюджетно-налоговой политики, проводимой федеральным центром и регионами. Но в большой степени они зависят от механизма управления социально-экономическими процессами на местном уровне. Следовательно, от выбора методов управления экономикой муниципального образования зависит развитие муниципального образования и повышения уровня жизни населения.

  7. Органы местного самоуправления располагают достаточно обширным объемом полномочий в сфере организации деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования (при этом речь идет в основном о школьных и дошкольных учреждениях). В их число входят планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования, которая основана на таких принципах, как гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений. Иными словами говоря, органы местного самоуправления организуют и реализуют образовательные программы в образовательных учреждениях.

  8. По моему мнению, в 21-ом веке детям очень трудно учиться. с каждым годом школьная программа все сложнее и сложнее. Дети уже во втором классе начинают учить английский язык и другие сложные предметы. Зачем детям отбивать тягу к знаниям с самого начала? Есть даже случаи, когда время подходит к ОГЭ и ЕГЭ это даже заканчивается суицидом. По моему мнению всё надо делать нормально и адекватно.

  9. По моему мнению, важность дошкольного образования невозможно недооценить. Во-первых, дошкольное образование входит в систему всеобщего образования, являясь его первой ступенью. Во-вторых, требования к современным будущим первоклассникам заставляют общество и родителей обеспечить определенный уровень интеллектуального развития ребенка.

  10. Для многих детей поход в первый класс является большим стрессом, так как попадая в непонятную для себя среду ребёнок всегда тяжело входит в нужный ритм. Я считаю, что дошкольное образование помогает детям и их родителям подготовиться к «взрослой школьной жизни». В ст. 64 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» четко прописаны задачи дошкольного образования. Такое образование развивает ребенка, Дети, которые ходят в детские сады учатся общаться со своими ровесниками, быстрее учатся чему-то новому, потому что смотрят как делают другие. Проблема нехватки мест в детских садах конечно существует. В очередь на место в госудврственный детский сад приходится задолго вставать задолго. Эту проблему необходимо решать открывая новые или расширяя старые детские сады

  11. Дошкольное образование — немаловажная ступень на пути к социальному развитию каждого ребенка. Это объясняется тем, что дошкольное образование дает так называемые озы развития навыков общения, взаимодействия в обществе,жизни в коллективе. Для того,чтобы данная система не давала сбои и работала эффективно, направляя все усилия на обеспечение комфортного состояния каждого элемента, необходимы контролирующие органы. Местное самоуправление как раз и является этим самым органом, который обеспечивает эффективную деятельность городских округов и муниципальных районов в сфере дошкольного образования. Они имеют множество задач, которые направлены на прогрессивное развитие данной системы. Органы местного самоуправления занимаются организацией, контролем, регулированием данной системы. Одним немаловажным фактором деятельности является воспитание. Это можно рассмотреть в том ключе, что сегодня такие вещи, как гуманное отношение, моральные принципы,ценности и подобного рода понятия очень искажены. Несомненно, все это требует высшей степени внимания и многих усилий, которые должны быть направлены на совершенствование дошкольного образования.Ведь это именно та первичная ступень социализации, которая формирует основные качества и отношение ко многим вещам, что, в конечном итоге, скажется на формировании личности в первую очередь, как элемента социального развития, во вторую, это повлияет на окружающую среду. Поэтому, роль органов местного самоуправления очень важна и неотъемлема.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*