ЭССЕ Право 17Экон(ба)-2

Раздел 2 Основы конституционного права Российской Федерации

1  Современные представления о сущности и содержании Конституции РФ 1993 года.
2  Конституционно-правовая ответственность. Особенности и механизмы реализации.
3  Конституционализм как идея. Особенности российской конституционной модели.
4  Конституционный принцип политического многообразия и многопартийности в контексте современного развития российского законодательства о политических партиях.
5   Россия как светское государство. Правовые основы взаимодействия российского государства с ведущими конфессиями.
6  Народное представительство в России, его роль, законодательное закрепление, проблемы функционирования.
7  Политические права и свободы. Ограничения и проблематика реализации.
8  Право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод. Влияние решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека на российскую правоприменительную практику.
9 Конституционные гарантии осуществления прав и свобод человека и гражданина и их реализация в субъектах РФ.
10 Принципы и основания ограничения прав и свобод. Права человека и гражданина в условиях чрезвычайного и военного положения.
11 Особенности территориального устройства РФ как федерации. Основные тенденции развития федеративных отношений в России.
12 Совместная компетенция РФ и ее субъектов. Особенности реализации и существующая практика.
13 Федеральное вмешательство и контроль как элемент федеративных отношений в РФ.
14 Характеристика и современные тенденции развития избирательной системы РФ. Возможные преимущества и недостатки пропорциональной и мажоритарной избирательной системы.
15 Назначение выборов. Субъекты и правила назначения. Единый день для голосования.
16 Общественный контроль за выборами. Виды, формы и перспективы использования применительно к российской избирательной системе.
17 Роль политических партий и общественных объединений в организации и проведении выборов.
18 Предвыборная агитация и информирование. Понятие, формы и проблемы разграничения.
19 Понятие и значение референдума, как высшей формы выражения воли народа. Эффективность реализации принятых решений.
20  Президент РФ в системе разделения властей. Особенности российской модели в сравнении с классическими (европейскими) демократиями и США.
21 Особенности правового статуса высшего должностного лица субъектов РФ. Выборность и назначаемость высших должностных лиц субъектов РФ
22 Совет Федерации как орган представительства субъектов РФ в сравнении с другими федеративными государствами. Изменения в порядке формирования.
23 Статус члена парламента. Парламентский иммунитет: доводы за и против. Ответственность членов парламента.
24 Особенности законодательного процесса в Федеральном Собрании РФ. Участие Правительства РФ в принятии законов.
25 Формы участия граждан в законодательной деятельности. Всенародное (общественное) обсуждение законопроекта. Значение и перспективы развития.
26 Парламентский контроль. Понятие и виды. Ответственность Правительства перед Федеральным собранием РФ.
27 Организация законодательных (представительных) органов государственной власти в субъектах РФ на примере Законодательного Собрания Нижегородской области.
28 Конституционный суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ как органы конституционного контроля.
29  Решения Конституционного суда РФ, их природа, виды, юридическая сила, правовые последствия.
30 Система и организационные основы деятельности органов местного самоуправления. Городской округ как организационная форма местного самоуправления.

Раздел 6 Основы трудового права
1 Основные этапы и перспективы развития трудового права.
2  Пробелы в трудовом законодательстве и проблемы защиты прав в сфере труда.
3  Проблемы применения норм трудового права в условиях экономического кризиса.
4 Единство и дифференциация правового регулирования труда.
5 Принципы трудового права и их роль в правовом регулировании трудовых отношений.
6   Обеспечение конституционных прав граждан в сфере труда.
7  Правовое регулирование трудовых отношений: пути совершенствования.
8   Работник как основной субъект трудового права и его положение в современной России.
9  Участие работника в управлении организацией: проблемы правового регулирования.
10  Нормативные правовые акты работодателя, содержащие нормы трудового права.
11 Эффективность коллективно-договорного регулирования трудовых прав и социальных гарантий работников.
12 Система обеспечения занятости и трудоустройства в России.
13  Проблемы правового регулирования «заемного труда».
14 Роль трудового договора в регулировании трудовых отношений на современном этапе.
15 Срочный трудовой договор и сфера его применения.
16  Изменение условий трудового договора (теория и практика).
17 Тенденции защиты персональных данных работника в российском трудовом праве.
18 Гражданско-правовой и трудовой договоры: вопросы правовой квалификации и переквалификации.
19 Правовые проблемы применения законодательства о расторжении трудового договора с работником.
20 Нормированное и ненормированное рабочее время: особенности правового регулирования.
21 Режим рабочего времени и его основные правовые формы.
22 Правовое обеспечение реализации права на отдых в современных условиях.
23 Право работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы и его обеспечение.
24  Соотношение норм материальной и дисциплинарной ответственности.
25  Ответственность сторон трудовых отношений: соотношение и особенности правового регулирования.
26  Материальная ответственность работника и работодателя: общее и особенное в правовом регулировании.
27  Средства и способы правовой защиты индивидуальных и коллективных прав работников.
28 Правовые средства защиты трудовых прав и интересов работодателя.
29 Охрана труда — институт современного трудового права России и его совершенствование.
30 Защита материнства нормами трудового права.

Критерии оценивания:
– оценка «зачтено» выставляется студенту, если содержание ответа дает представление о понимании проблемы; для раскрытия проблемы применяется теоретическая аргументация, факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения средств массовой информации, факты личного социального опыта, собственные наблюдения; студент способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему, соблюдает лексические, фразеологические, грамматические и стилистические нормы русского языка, использует цитаты и соблюдает основные требования к оформлению;
– оценка «не зачтено» выставляется студенту, если не раскрыта выбранная тема, или раскрыта не полностью; отсутствует конструктивная аргументация или в аргументации отсутствуют теоретические положения; при выполнении работы студент опирался на данные только учебной литературы, не используя монографии и другие источники; студентом не приведены альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему, допускаются грубые лексические, фразеологические, грамматические и стилистические ошибки, не используются цитаты и не соблюдаются требования к оформлению.

1 Комментарий

  1. 20 Нормированное и ненормированное рабочее время: особенности правового регулирования.
    Особенность ненормированного рабочего дня состоит в том, что работник, для которого он введен, в силу характера труда или объема выполняемых им обязанностей может иногда привлекаться работодателем к работе сверх нормального рабочего времени. Однако это не превращает обычный рабочий день в удлиненный. По своей сущности ненормированный рабочий день является особым режимом рабочего времени. Такой рабочий день может устанавливаться, например, для работников административного, управленческого, технического и хозяйственного персонала (руководителей предприятий, их структурных подразделений, специалистов и т. д.), а также для работников, рабочее время которых в связи с особенностями труда не поддается точному учету. Однако переработка сверх установленной продолжительности рабочего времени в отдельные дни работниками с ненормированным рабочим днем не является сверхурочной работой и дополнительно не оплачивается. Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется дополнительный отпуск. Круг лиц, которым установлен ненормированный рабочий день, объявляется ежегодно приказом работодателя по согласованию с профкомом и может прилагаться к коллективному договору. Например, в соответствии с п. 11 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 25 июня 1999 г. № 16, водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям других автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день. Решение о его установлении принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте). Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливается исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

  2. 14 Характеристика и современные тенденции развития избирательной системы РФ. Возможные преимущества и недостатки пропорциональной и мажоритарной избирательной системы.
    Согласно Конституции Российской Федерации избирательное законодательство относится к современному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Значит, при выборах в органы власти субъекты РФ должны соблюдать федеральное законодательство и в то же время самостоятельно принимать такие законы. Поэтому избирательную систему РФ можно охарактеризовать как двойственную: с одной стороны, существует единообразие избирательных систем РФ и ее субъектов, а с другой, появляются различия в избирательных системах этих субъектов.
    Современной тенденцией развития избирательной системы РФ, по моему мнению, является направленность на укрепление политических партий и сокращение их количества за счет ухода с политической арены псевдопартий, не прошедших 5-ти процентный барьер. Например, если в 1995 году было 273 политических объединения, то в 2016 всего 14 политических партий смогли преодолеть барьер. Еще одной характеристикой современной избирательной системы РФ, на мой взгляд, является низкая конкурентность выборов политических партий и Президента РФ, что подтверждается результатами выборов депутатов Государственной думы 2016 года. По результатам выборов фракции в новой Думе сформировались те же партии, что работали в прошлом созыве: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Другие политические силы не смогли преодолеть пятипроцентный барьер. По партийным спискам «Единая Россия» получила чуть больше половины голосов — 54,21%, получив 76,22 % мест в парламенте, что представляет собой ошеломительный результат. В такой ситуации фактически отсутствует оппозиция правящей партии, альтернативы развития страны, т.к. новые, молодые партии не могут получить необходимое число мест в парламенте. Как отметил Е.Н. Сидоренко: «… Появление партийной системы из приблизительно 10 партий, имеющих реальное влияние, в России дело многих лет».
    В настоящее время выборы в органы власти на федеральном и местном уровне осуществляются двумя способами: с помощью пропорциональной и мажоритарной избирательных систем. Рассмотрим каждую из них .
    При мажоритарной избирательной системе избиратели имеют представление о том, кому они доверяют выражать свои интересы в органах власти. Следовательно, одним из явных преимуществ мажоритарной избирательной системы является то, что она позволяет попасть в парламент мелким партиям и самовыдвиженцам, популярным в том или ином месте. В отличие от партийных списков, у избирателя есть возможность выбрать не «тёмную лошадку» , и кандидат должен представить не только декларативные обещания, но и реальные заслуги перед обществом. Однако разбросанные по стране меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе.
    Система пропорционального представительства позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов. Вот почему эта система может показаться более справедливой, чем мажоритарная система. При пропорциональной системе с низким проходным барьером в парламенте могут получить места партии, выражающие интересы различных слоев населения. Явным недостатком такой системы является то, что при закрытых списках здесь имеет место использование «технологии паровоза» , когда во главу избирательного списка ставятся популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают никому не известные личности из конца списка («вагоны») .

  3. 30 Защита материнства нормами трудового права.
    В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ «материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Применительно к защите материнства работающих женщин это означает, что государство обеспечивает создание необходимых условий для сохранения здоровья женщин в процессе труда, в том числе для охраны труда беременных женщин и оказания им надлежащих услуг по охране их здоровья в дородовой и послеродовой периоды, а также для повышения уровня здоровья новорожденных детей.
    Такое понимание защиты материнства соответствует содержанию норм многих международных правовых актов. Например, в ст. 11 и 12 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.) подчеркивается, что государство-участник принимает все надлежащие меры по обеспечению права женщин на охрану здоровья и безопасные условия труда, в том числе на сохранение функции продолжения рода, защиту в период беременности на видах работ, вредность которых для здоровья женщин доказана.
    По официальным данным, уровень здоровья женщин детородного возраста остается низким, что влечет за собой увеличение числа случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. В настоящее время в российской экономике насчитывается 20 % рабочих мест с вредными или опасными условиями труда и половину занятых на таких работах составляют женщины.
    Сложившаяся в обществе ситуация вызывает необходимость разработки и принятия дополнительных мер социальной защиты беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, включая меры правового характера, что требует предварительного анализа законодательства об охране труда женщин и выявления пробелов в этом законодательстве.
    К числу важнейших актов Европейских сообществ об охране материнства работающих женщин относится Директива Совета Европейских сообществ от 19 октября 1992 г. N 92/85/EEC о введении мер, содействующих улучшению безопасности и охраны здоровья беременных женщин, а также недавно родивших женщин-работниц и некоторые другие акты.
    Специальные нормы об охране труда беременных женщин и недавно родивших женщин устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в связи с психофизиологическими особенностями их организма, характером и условиями труда и другими основаниями.
    Так, в целях обеспечения благоприятных условий труда для беременных женщин им в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти категории женщин переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе (ч. 1 ст. 254 ТК РФ).
    До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, такая женщина должна быть освобождена от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя (ч. 2 ст. 254 ТК РФ).

  4. 23 Право работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы и его обеспечение.
    Действительно, в Трудовом кодексе РФ действует такое право как право работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи. Суть статьи заключается в следующем, данная заработная плата должна быть не ниже, установленного федеральным законом, минимального размера оплаты труда. Заработная плата также должна выплачиваться в полном размере не реже двух раз месяц.
    Основой данного принципа является ст. 7 Пакта об экономических, социальных и культурных правах и ч. 3 ст. 37 Конституции РФ. Данный принцип находит закрепление в нормах ТК РФ о системе основных государственных гарантий по оплате труда (ст. 130 и др.), о регулировании минимальной заработной платы (ст. 133), о регулировании порядка и сроков выплаты заработной платы (ст. 136), об ограничении ее удержаний (ст. 137) и др. Следует иметь в виду, что положения ч. 1 ст. 133 ТК РФ об установлении минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека пока не действуют.
    В последнее время данная тема очень актуальна, т.е работодатели очень часто задерживают или вовсе не выплачивают заработанную плату рабочим в связи с разными причинами и часто просто не называя их. Работники вынуждены обращаться в вышестоящие органы для решения данной проблемы.
    Так, например, на 01 октября 2017 года сумма просроченной задолженности по заработной плате в Сахалинской области по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области составила более 28 миллионов рублей. И подобные проблемы затрагивают не только Сахалинскую область, но и многие другие.
    В заключении хочется отметить, я думаю что каждый работодатель должен в своей работе опираться на Трудовой кодекс, и действовать строго соответствуя ему, когда в свою очередь работник должен знать ТК РФ для того чтобы не были нарушены его права.

  5. 8 Работник как основной субъект трудового права и его положение в современной России.
    Труд можно обозначить как действия человека, направленные на создание какого- либо предмета, либо его изменения при помощи своих как физических, так и духовных сил (способности, знания и умения). Труд развивает личность, как работника, безделье, как человека, впустую проживающего жизнь, лишенную всякого смысла и значения.
    Индустриальное производство, разделение труда, способ перераспределения прибавочной стоимости, быстро меняющиеся хозяйственно-правовые отношения в обществе, внутри заводов, предприятий, регулируются законами государства: Конституцией РФ, Трудовым Кодексом РФ. Часть трудовых отношений «работник – предприятие» может дополнительно регулироваться отдельными соглашениями, договорами, не нарушая нормы законодательства о труде. В статье 2 Конституции РФ государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина РФ, а в статье 8 государство гарантирует свободу экономической деятельности (значит труда). Статья 34 Конституции РФ гарантирует свободу использования своих способностей в любой деятельности, (кроме запрещенной законом), например, изготовление оружия.
    В ранее действовавших Конституциях РФ труд являлся обязанностью. Сейчас статья 37 Конституции РФ определяет труд свободным, полностью раскрывает права работника, как основного субъекта, носителя трудового права и каким параметрам оно должно отвечать (минимальным размером оплаты труда, защита от безработицы, пенсии и другое.
    Не перечисляя права работника в области его трудовых отношений, (указанных в ст.37 и Трудового кодекса РФ) более подробно остановлюсь на том, какие работники имеют возможности по реализации этих прав при экономическом развитии России в условиях рыночной экономики.
    Рыночная экономика современной России однобока. В нефтегазовых отраслях переизбыток рабочей силы, тогда как сельское хозяйство в упадке, в сельской местности — безработица. Каждый работодатель старается платить за работу как можно меньше, а выжить как можно больше. Минимальный размер оплаты труда очень низкий и не соответствует прожиточному уровню жизни, то же низкому. Оформление на работу зачастую носит формальный характер, выгодный работодателю, лишающий работника социальных гарантий в случае болезни. Какие условия работы будут навязаны такие и принимаются работником. Статус работников в государстве с рыночными производственными отношениями оставляют желать лучшего. Законодатель либо отстает от регулирования этих отношений, либо сознательно допускает, с выгодой как государству, так и собственникам «недр земли, заводов и пароходов».
    Интересы рыночного экономического развития России требуют не только эффективного использования работниками своих прав и обязанностей в сфере труда, но и повышения ответственности за взятые на себя обязательства. Такая ответственность может быть не только моральной, но и правовой, поскольку вытекает из требования юридических норм. Государство как бы предоставляет права, но не гарантирует их полного осуществления.

  6. 22 Правовое обеспечение реализации права на отдых в современных условиях.
    Право на отдых является конституционным правом каждого человека. Закрепляя это право, ст. 37 Конституции РФ предусматривает, что работающим по трудовому договору гарантируются установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск.
    Из приведенной статьи Конституции следует, что отдых работникам гарантируется не только предоставлением его отдельных видов, но и обязательностью соблюдения установленной законом продолжительности рабочего времени, поскольку рабочее время и время отдыха вещи не разделимые, при увеличении рабочего времени, время отдыха уменьшается и наоборот.
    Положениями о рабочем времени и времени отдыха отдельных категорий работников нередко предусматривается минимальный предел еженедельного непрерывного отдыха при непременном соблюдении установленной его продолжительности в среднем за учетный период.
    Например, положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 25 июня 1999 г. № 16 (Бюллетень нормативных актов. 1999. № 36. С. 73), предусмотрено, что в случае установления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 часов продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.
    ТК РФ закрепляет обеспечение права на отдых в качестве одного из принципов правового регулирования трудовых и непосредственно с ними связанных отношений (ст. 2 ТК РФ).
    Реальность данного права состоит не только в том, что государство провозглашает его, но и в том, что оно гарантирует возможность пользования им. Залогом реального осуществления права на отдых является система средств, условий и факторов, которые создают материальную основу для осуществления данного субъективного права, защищают и ограничивают интересы работников от возможных и действительных нарушений, устанавливают гарантии правомерного поведения обязанных лиц, обеспечивают компенсацию материального ущерба, вызванного нарушением обсуждаемого права.

  7. 16.Изменение условий трудового договора (теория и практика).
    Трудовой договор — письменный документ, заключаемый между работодателем и работником и устанавливающий договорные отношения указанных сторон в трудовой деятельности. Однако, данный документ не является незыблемым.
    В установленных законодательством и самим договором случаях, письменное трудовое соглашение может быть изменено или дополнено. Стороны трудовых отношений могут вносить изменения в трудовой договор в течение всего срока его действия. Глава 12 ТК РФ содержит правовые основания для внесения в него изменений. По общему правилу изменения в условия трудового договора вносятся путем заключения дополнительного соглашения между работником и работодателем, являющегося в дальнейшем неотъемлемой частью трудового договора (ст. 72 ТК РФ). Инициатором изменения условий трудового договора может выступать как работник, так и работодатель.
    ТК РФ предлагает следующую классификацию способов изменения трудового договора, которая и является на сегодняшний день единственно установленной и нормативно закрепленной:
    изменение определенных сторонами условий трудового договора (ст. 72 ТК РФ);
    перевод на другую работу. Перемещение (ст. 72.1 ТК РФ);
    временный перевод на другую работу (ст. 72.2 ТК РФ);
    перевод работника на другую работу в соответствии с медицинским заключением (ст. 73 ТК РФ);
    изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ);
    изменение трудового договора при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации (ст. 75 ТК РФ);
    изменение трудового договора при отстранении от работы (ст. 76 ТК РФ).
    Какими бы ни были основания для изменения трудового договора, одно правило для работодателя должно остаться незыблемым: изменения трудового договора оформляются в том же порядке, что и сам трудовой договор, то есть письменно. Об этом свидетельствуют положения ст. 72 ТК РФ, согласно которой изменение определенных сторонами условий трудового договора оформляется путем соглашения, заключенного в письменной форме. Несоблюдение требования об обязательной письменной форме такого соглашения влечет его недействительность, а вместе с ним и недействительность любых изменений трудового договора. Из данного правила нет никаких исключений.

  8. 10 Нормативные правовые акты работодателя, содержащие нормы трудового права.
    Нормативные правовые договоры, содержащие нормы права, принимаются только по соглашению сторон. Трудовой договор – это не нормативный правовой акт и не нормативный договор, содержащий нормы трудового права Нормы трудового права, содержащиеся в нормативных правовых актах работодателя, ущемляющие трудовые права работников, при рассмотрении трудовых споров не применяются В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ, только ничтожная сделка «является недействительной» независимо от решения суда Законодатель вырабатывает единые для всей страны минимальные трудовые права работников Самостоятельное восполнение работодателем пробелов в трудовом праве может иметь место только с целью принятия нормативных правовых актов, улучшающих права работников.
    А.М. Алиев подразделяет локальные правовые нормы по нескольким основаниям. «По предмету регулирования, — полагает он, — могут быть выделены группы норм, регулирующие организацию труда и заработной платы на предприятии… По субъектам различаются нормы, принятые: а) общим собранием трудового коллектива; б) администрацией и выборными органами общественных организаций в согласительно-договорном порядке; в) единолично руководителем предприятия, объединения (структурной единицы объединения)»1. Как представляется, во-первых, общее собрание трудового коллектива по ТК РФ не имеет необходимых полномочий по принятию нормативных правовых актов работодателя. Статья 52 ТК РФ не устанавливает каких-либо конкретных прав работников на участие в управлении организацией, по существу является бланкетной правовой нормой, отсылающей правоприменителей к иным федеральным законам, учредительным документам организации, коллективным договорам, которые могут и не сдержать (как правило, и не содержат) соответствующих прав работников. Во-вторых, — с учетом изложенных выше правовых аргументов, думаю, более обоснованно работодателю и представителям работников вырабатывать нормы трудового права в коллективных договорах, а не в нормативных правовых актах работодателя. В-третьих, согласно статье 55 ГК РФ юридические лица могут создавать обособленные структурные подразделения (филиалы или представительства) и структурные подразделения, а не «структурные единицы», которые не являются юридическими лицами, совершают сделки и действуют только от имени и для юридического лица, а также в рамках предоставленных им полномочий. Отсюда, на мой взгляд, субъектом правотворчества, принятия нормативных правовых актов, содержащих нормы права, является работодатель. В случаях, установленных в федеральных законах, работодатель обязан принимать нормативные правовые акты не самостоятельно, а с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 371 ТК РФ). В специальной литературе возник вопрос: кто является «работодателем»? Орган управления юридического лица, в том числе его руководитель? Как это ни странно, но точного ответа на этот вопрос в ТК РФ нет. Так, согласно части четвертой статьи 20 ТК РФ «работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры». Во-первых, полагаю необходимым выделять два вида работодателей – физических лиц – индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, заключающих трудовые договоры с работниками. Во-вторых, возник вопрос: кто может являться «иным субъектом, наделенным правом заключать трудовые договоры»? Полагаю, «иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры», например, директор филиала может заключать трудовые договоры только от имени и для юридического лица, создавшего филиал. Отсюда, «работодателем» не может быть руководитель юридического лица либо иной орган управления юридического лица, а также, «иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры». Думаю, работодателем может быть только юридическое или физическое лицо. При таком подходе предлагаю часть четвертую статьи 20 ТК РФ изложить в следующей редакции: «работодатель – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, не имеющее правового статуса индивидуального предпринимателя, вступившее в трудовые отношения с работником».
    Таким образом, можно сделать вывод о том, что нормы трудового права, содержащиеся в нормативных правовых актах работодателя, характеризуются не только конкретизацией более общих норм, но и возможностью принятия «первоначальных норм».

  9. 21.Режим рабочего времени — один из важнейших факторов организации труда. Вид режима определяет уровень производительности, в том числе его экономическую эффективность на каждом предприятии. Режим рабочего времени является не только предметом исследования правовой науки. Его изучают и в таких областях познания, как психология и физиология труда, в основе изучения этих наук лежат явления, которые происходят или могут произойти в организме человека — в его психике и физиологии — в процессе труда.
    Режим рабочего времени имеет весьма серьезный социальный аспект в плане свободного времени , которое, по мысли К. Маркса, является пространством для расцвета человеческих способностей и творческих сил, свободное время не должно поглощаться трудом, оно должно оставаться свободным для удовольствий, для досуга и т.п. «Свободное время, — писал К. Маркс, — представляющее собой досуг, так и время более возвышенной деятельности, разумеется, превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого субъекта он и вступает затем в непосредственный процесс производства»

  10. Режим рабочего времени и его основные правовые формы.
    На каждом предприятии и учреждении в целях рациональной организации труда и отдыха работников устанавливается порядок распределения продолжительности ежедневной работы, ее начало и окончание, время и длительность перерыва для отдыха и приема пищи. В соответствии со ст. 100 Трудового кодекса РФ, такое распределение называется режимом рабочего времени.
    Рабочее время является одним из важнейших условий труда работников. Примечательно, что уже первая Конвенция Международной организации труда (МОТ) была направлена на ограничение рабочего времени на промышленных предприятиях до 8 часов в день и 48 часов в неделю. На сегодняшний день МОТ приняла около 20 Конвенций и Рекомендаций, касающихся различных аспектов рабочего времени.
    На основании главы 16 ТК РФ можно выделить ненормированный рабочий день, работа в режиме гибкого графика, сменная работа и режим раздробленного рабочего дня.
    Как правило, данные режимы должны устанавливаться коллективным договором или правилами внутреннего распорядка организации в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
    Но надо отметить, что конкретные виды режимов рабочего времени для предприятий различного профиля устанавливаются работодателем в локальных нормативно-правовых актах, а также нередко в графиках сменности, которые, как правило, утверждаются работодателем.
    Хочется отметить, что каждый работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности рабочего времени всех работников, так как от правильного выбора режима рабочего времени зависит эффективное использование фонда рабочего времени, которым располагает данное предприятие, в конечном счете — его экономическая рентабельность, экономическая состоятельность, конкурентная способность.

  11. 15 Срочный трудовой договор и сфера его применения
    Трудовой договор, как и прежде, является центральным институтом российского трудового права. При его заключении стороны договариваются практически по всем важнейшим аспектам будущего правоотношения, уточняют содержание своих прав и обязанностей. Международно-правовая практика строится на том, что, если трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок, срочный трудовой договор заключается с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также в случаях, непосредственно предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
    Что же такое срочный трудовой договор? Срочный трудовой договор — один из видов трудовых договоров в России, заключаемый в отличие от бессрочного на определённый срок. Срочный трудовой договор может быть заключен в двух случаях: по соглашению сторон и в зависимости от характера выполняемой работы.
    Обычно он заклю¬чается в двух случаях. Первый – когда тру¬довые отношения не могут быть установле¬ны на определенный срок с учетом характера предстоящей работы или усло¬вий ее выполнения. Например, на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы (отпуск по беременности и родам). Срочный трудовой договор нужно за¬ключить при выполнении временных (до двух месяцев) или сезонных работ, когда в силу природных условий она может про¬изводиться только в течение определенного периода, сезона. Такой договор заключается также с сотруд¬никами, направляемыми на работу за границу. С ними нужно подписать договор на срок, не превышающий три года (ст. 338 ТК РФ). Второй ситуацией, когда требуется за¬ключение срочного трудового договора, является выполнение работы без учета ее ха-рактера и условий выполнения. Например, такой договор заключается с сотрудника¬ми, поступающими на работу к работода¬телям – субъектам малого предпринима¬тельства (включая индивидуальных пред-принимателей), численность работников которых не превышает 35 человек. Для розничной торговли и бытового обслужи¬вания минимальная численность составля¬ет 20 человек. Рекомендуют подписывать срочные трудовые договоры с теми, кто поступает на работу по совместительству или обучается по очной форме обучения. Ко всему прочему срочный трудовой договор заключается, когда фирма расположена в районах Крайнего Севера и приравненной к ним местности, если поступление на работу связано с переездом к месту работы. Срочный трудовой договор может быть заключен с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

    Перечень случаев, при которых может быть заключен срочный трудовой договор, является открытым, поэтому его можно заключить и в других ситуациях, которые разрешены законодательством, например, при проведении неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий или иных чрезвычайных ситуаций. Однако такой договор также должен содержать сведения и обязательные условия, при которых он считается заключенным. В частности, нужно указать место работы, трудовые функции, сведения о сторонах, заключающих договор, и иные (ст. 57 ТК РФ).
    Срочный трудовой договор – это договор, в котором определен срок его действия (ст. 59 ТК РФ). Данная норма означает, что договор должен содержать конкретный период, на который сотрудник принимает¬ся на работу. В противном случае договор автоматически переводится в разряд бес¬срочных. Максимальный срок действия трудового договора – пять лет (ст. 58 ТК РФ). Что касается минимального срока, то законода¬тельством он не регулируется. Его можно заключить на месяц, на неделю и даже на один день. Если срочный трудовой договор подписан на один день, то работодатель должен иметь обоснование для заключения такого контракта. В этом случае куда вы¬годнее заключать договоры граждан¬ско-правового характера (подряд, возмезд¬ное оказание услуг). Многократное перезаключение срочного трудового договора на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудо¬вой функции является поводом для пере¬квалификации в договор, заключенный на неопределенный срок (постановление Пле¬нума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2). Однако если сотрудник замещал друго¬го работника и тот вышел на работу, то со «срочником» можно расторгнуть дейст¬вующий договор и по соглашению сторон заключить новый срочный трудовой до¬говор.

  12. 3 Конституционализм как идея. Особенности российской конституционной модели.
    Конституционализм, или принцип господства права, подразумевает ограничение властных полномочий руководителей государства, государственных органов и реализацию данных ограничений с использованием установленных процедур. В качестве предмета политической или правовой теории данное понятие связано с понятием государства, которое в первую очередь служит как во благо общества в целом, так и для защиты прав отдельной личности.
    Конституционализм должен учитывать культурно-организационный опыт в области устройства отношений государства и общества, граждан и политических структур. Это совокупность традиций, порожденных опытом различных исторических стадий. Этот опыт имеет огромное значение для уяснения основных исторических особенностей российского конституционализма, а также для объяснения многих проблем конституционного развития на современном этапе, для выработки перспектив развития конституционализма в России.
    Основные принципы современного российского конституционализма:
    1. Закрепление в Конституции РФ принципа народовластия, выраженного через «формулу» суверенитета народа и понимание его как единственного источника власти.
    2. Совершенствование системы гарантий и защиты конституционного строя в Конституции РФ с помощью как органов власти, так и развивающихся структур и институтов гражданского общества.
    3. Принцип верховенства Конституции РФ, обеспеченный системой защиты конституционного строя и Конституции в целом.
    4. Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина и приоритет естественных прав человека.
    5. Принцип разделения властей, закрепленный в Конституции РФ.
    6. Принцип местного самоуправления.
    7. Принцип федерализма.
    8. Принцип ответственности исполнительной власти перед высшим законодательным органом государства.
    Таким образом, давая характеристику российскому конституционализму, необходимо учитывать его исторические особенности и принципы. От того, насколько последовательно будут проводиться в жизнь конституционные принципы, зависит будущее Российского государства.

  13. 10 Принципы и основания ограничения прав и свобод. Права человека и гражданина в условиях чрезвычайного и военного положения.
    В Российской Федерации в качестве основной обязанности закреплено признание, соблюдение и защита прав и свобод человека.Тем не менее, в государственной жизни есть возможность возникновения разного вида экстремальных ситуаций, как природного происхождения так и появление угрозы государственной целостности и конституционного порядка, вследствие внешней или внутренней вооруженной угрозы. Говоря иными словами, на территории государства вводятся особые правовые режимы, которые на законном уровне ограничивают права и свободы человека и гражданина, с целью сохранения не только государственного строя, но и жизни людей.
    Рассмотрим чрезвычайное положение, как особый правовой режим. Статья 56 Конституции России гласит: «В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия» Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
    Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится Указом Президента Российской Федерации, который обязан немедленно сообщить об этом палатам Федерального Собрания России.
    Указ должен содержать «исчерпывающий перечень временных прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений».
    После вступления в силу Указа Президента России, о прекращении действия правового режима на территории или отельной местности Российской Федерации, ограничение прав и свобод автоматически прекращают свое действие, так как цели были достигнуты.
    Другой правовой режим, ограничивающий права, есть военное положение. Данный режим регулируется нормами Конституции России и Федеральным конституционным законом №1 — ФКЗ «О военном положении».
    Согласно п.1 статье 1 данного закона, военное положение — это особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О военном положении»// Российская газета, N 21, 02.02.2002..
    В период действия военного положения в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, может быть такое правовое явление, как ограничение прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности, в соответствии и в рамках закона.
    Таким образом, ограничения прав и свобод в период чрезвычайного или военного положения: не распространяются на основные права граждан (жизнь, здоровье и так далее); носят временный характер действия; применяются только на основании положений Конституции Российской Федерации и соответствующего законодательного акта.

  14. 26.Парламентский контроль. Понятие и виды. Ответственность Правительства перед Федеральным собранием РФ.
    Парламент — это высший представительный и законодательный орган. Парламентом РФ является Федеральное собрание РФ, функции и полномочия которого распределены между двумя палатами — Государственной думой и Советом Федерации. Парламент РФ обладает широкими полномочиями, а кроме того, допускается решение им других вопросов, отнесенных к ведению Федерации. Помимо законодательных функций, Федеральное Собрание выполняет и некоторые функции контроля за исполнительной властью. Одной из таких функций является парламентский контроль.
    На наш взгляд, наиболее полно отражает всю сущность понятия «парламентский контроль» следующее определение: «парламентский контроль представляет собой одну из функций парламента, которая заключается в проверке и корректировке деятельности исполнительной власти, прежде всего правительства, и, возможно, главы государства, иных государственных органов и должностных лиц в пределах предоставленных парламенту полномочий».
    В основу контроля, осуществляемого парламентом над исполнительной властью, положен один из главных принципов: парламент выражает волю народа и поэтому должен быть в состоянии контролировать осуществление государственной политики. Для его реализации каждое государство выбирает и апробирует на практике те формы парламентского контроля, которые больше всего сочетаются с формой правления конкретного государства.
    Формы парламентского контроля весьма разнообразны. Согласно ст. 5 ФЗ №77 «О парламентском контроле» выделяют: участие в назначении на должность, отстранении от должности и привлечении к ответственности высших должностных лиц государства; выражение доверия (недоверия) правительству; направление различного вида депутатских запросов интерпелляций) и вопросов правительству или отдельным его членам, заслушивание отчетов должностных лиц государства; проведение парламентских расследований и слушаний: обращение парламентариев или палаты в целом в конституционно-судебные органы; ратификация и денонсация международных договоров, утверждение отдельных актов исполнительной власти и главы государства, осуществление специальных процедур контроля за делегированным законодательством и некоторые иные формы.
    Одним из основных объектов парламентского контроля является Правительство РФ. Следует отметить, что деятельность Правительства РФ строится на принципе ответственности перед парламентом, под которым понимается совокупность мер конституционно-правового характера, применяемых в виде неблагоприятных последствий (санкций) со стороны главы государства или парламента РФ к Правительству РФ, членам Правительства РФ, за нарушение или ненадлежащее исполнение, а так же за злоупотребления имеющимися конституционными правами в результате чего они испытывают неблагоприятные последствия, либо лишаются политических, юридических или других прав. В научной литературе парламентская ответственность правительства иногда включается в систему форм парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти. Однако в действительности ответственность – не форма контроля, а следствие его. Контроль выявляет и устанавливает определенные факты, связанные с деятельностью подконтрольного объекта, а ответственность – следствие их оценки парламентом.
    Таким образом, контроль над правительством представляет собой одну из важнейших функций парламента. Во всех государствах, независимо от форм правления, исполнительную власть необходимо контролировать, так как она обладает огромными полномочиями, а следовательно, возможностями для совершения разного рода злоупотреблений. Значимость парламентского контроля заключается и в том, что он осуществляется с целью достижения более эффективной деятельности правительства, слаженности всего государственного механизма, предотвращения нарушения прав и свобод, анализа практики реализации действующего законодательства.

  15. 7. Политические права и свободы. Ограничения и проблематика реализации.
    Политическая свобода, по мнению правоведов – это естественное, неотчуждаемое от человека и социальных общностей качество, выражающееся в отсутствии вмешательства в суверенитет человека на взаимодействие с политической системой при помощи принуждения или агрессии.
    Фундаментом же для политической свободы являются политические права и свободы человека и гражданина, служащие в качестве гарантии реализации возможности воздействия на государство со стороны граждан и гражданского общества в целом. Они юридически закреплены в главном нормативно-правовом акте нашей страны – Конституции РФ. В ней говориться о праве на свободные средства массовой информации и отсутствие цензуры, о праве на объединения, включая право создавать профессиональные союзы, о праве собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и т.д., о праве на участие в управлении делами государства, о праве избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, о праве на участие в референдуме, о праве на участие в отправлении правосудия. Все эти права являются естественными и неотчуждаемыми для каждого человека. Они дают нам свободу, ограниченную только законом, и возможность в реализации своих целей.
    К сожалению, законодательство в нашей стране, как правило, устанавливает разрешительный порядок осуществления политических свобод, проведения митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций. Это яркий пример командно-бюрократического отношения к человеку, его свободам. Разрешительный порядок — самый жесткий порядок реализации прав и свобод граждан, он предусматривает, по существу, значительное усмотрение должностных лиц. При решении вопроса должностные лица исходят не только из требований закона, но и из принципа целесообразности, что на практике легко превращается в произвол, в открытое беззаконие.
    Таким образом, политические свободы должны иметь адекватный их природе и содержанию порядок реализации. В данном случае речь идет, которые не приемлют какого-либо предварительного разрешения со стороны должностных лиц государства. В этом и состоит особенность юридической свободы гражданина как его права на свободу, на поведение по своему свободному усмотрению, а не по усмотрению должностного лица.

  16. 5. Россия как светское государство. Правовые основы взаимодействия российского государства с ведущими конфессиями.
    На территории Российской Федерации существует много конфессий, среди них представлены три мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Также на территории нашей страны представлены множество других вероисповедовании. Но ни одна не является государственной или обязательной. Поскольку Россия- светское государство. Это означает, что государство отделено от церкви и их полномочия разграничены. Государство не оказывает материальной поддержки церкви и не взимает с нее налоги. В это же время церковь не вмешивается в государственные дела.
    Положение о том, что Россия является светским государством закреплено в основном законе Российской Федерации, в Конституции Российской Федерации. В статье 14 закреплено понятие светского государства: « Российская Федерация-светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Каждый человек имеет право на выбор определенной веры или же вообще не верить в бога. Это также закреплено в статье 28 Конституции РФ «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь или распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
    Деятельность церкви в России закреплено в федеральном законе « О свободе совести и религиозных объединений», принятом в 1997 году. В России запрещена деятельность религиозных объединений в случае нарушения общественного порядка и безопасности, экстремистской деятельности, посягательства на права и свободы, отчуждение имущества.
    Из всего вышесказанного становиться ясно, что государство не вмешивается во внутренние дела церкви, а лишь регулирует ее деятельность на территории Российской Федерации. Если какое-либо религиозное объединение своими действиями нарушает законы, установленные Российской Федерацией, то это объединение попадает в список запрещенных организаций и его деятельность на территории Российской Федерации запрещается.

  17. 20 Президент РФ в системе разделения властей. Особенности российской модели в сравнении с классическими (европейскими) демократиями и США. В соответствии со статьей 80 (п.1) Конституции РФ: «Президент Российской Федерации является главой государства». Это подчеркивает особый характер власти, данной президенту, в частности то, что она не представляет собой какую-либо отдельную ветвь государственной власти, а является синтезом всех трех.
    В России президент выступает в качестве арбитра, разрешающего возникающие между законодательной и исполнительной властями споры и противоречия, а также определяет приоритетные направления развития страны в различных сферах жизни и выполняет другие функции. В общем, российский президент выполняет роль лидера, цель которого – укрепить единство страны, привести «государственную машину» в такое состояние, при котором она будет работать исключительно на благо народа. Работать над выполнением данной задачи, я считаю, можно только имея особый статус, при котором президент будет так или иначе осуществлять функции, присущие институтам каждой из ветвей государственной власти, но не будет представлять какую-либо из них в отдельности, т.е. он должен иметь независимое, но и одновременно всеобъемлющее место в системе разделения властей.
    Российская модель института президентства заметно отличается от американской или европейской. В частности, отличие от модели, реализованной в США, заключается в том, что американский президент признан главой исполнительной власти и, соответственно, наделен большими властными полномочиями, что, я считаю, несколько неправильным, т.к. в таких условиях один человек слишком сильно влияет на принятие государственных решений, может возникнуть ситуация, при которой президент, лоббируя интересы отдельной группы людей, может поспособствовать принятию неблагоприятного для большинства населения страны решения.
    В европейских же республиках, кроме Франции, президенты выполняют в основном представительские функции и не имеют реальной политической власти, т.е. являются лишь «лицами» своих стран.
    Таким образом, я могу сказать, что в теории российская модель института президентства довольно хорошо продумана, тем не менее, на практике её реализация столкнулась со значительными трудностями. Произошел перекос в распределении власти между Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ и Президентом РФ в пользу последнего, который фактически осуществляет некоторую часть полномочий первого и второго. Но все-таки свою задачу данный институт в России выполняет, хоть и с огрехами. Надо надеяться, что в будущем данная модель в теории окончательно реализуется на практике в должной форме.

  18. 12 Система обеспечения занятости и трудоустройства в России
    Основными законами, регулирующими проблемы занятости и гарантии реализации права граждан на труд, являются: Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а также гл. III-A КЗоТ РФ «Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд».
    Законодательство о занятости имеет целью содействовать сбалансированности спроса-предложения рабочей силы на рынке труда. Оно содействует усилению правовой защищенности граждан и обеспечению предприятий необходимыми кадрами.
    Занятость –это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).
    Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.
    Для получения статуса безработного необходимо удовлетворять следующим условиям: быть трудоспособным, иметь трудоспособный возраст (мужчины – до 60 лет, женщины – до 55 лет), быть зарегистрированным в государственной службе занятости в качестве лица, ищущего работу. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней с момента предъявления службе занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, а также документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании. При этом гражданин признается безработным со дня предъявления указанных документов.
    Следует указать, что статус безработного не дается пожизненно. Он по мере подыскания подходящей работы может быть ликвидирован.
    Подходящая работа – это в соответствии со ст. 4 Закона такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места.
    В частности, подходящей не может считаться работа, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние два месяца по последнему месту работы.
    Высвобождаемые работники – это лица, состоящие в трудовых или ученических правоотношениях и подлежащие увольнению в связи с прекращением деятельности предприятия (его ликвидацией, реорганизацией), сокращением численности или штата работников. Поэтому лица, уволенные по другим основаниям, не могут считаться высвобождаемыми работниками, и на них не распространяются льготы и гарантии, предусмотренные для высвобождаемых работников.
    Трудоустройство – это субъективное право граждан, имеющее всеобщий характер. Оно реализуется посредством обращения правообладателя к органу трудоустройства. В результате возникает правоотношение по трудоустройству между гражданином и центром занятости, а после получения направления такого центра правоотношение возникает между гражданином и предприятием, в которое выдано направление. Решающую роль в РФ в данной сфере играет государственная служба занятости и предприятия. Государственная служба занятости занимает ведущее место. Это обусловлено:
    важностью выполняемых данными органами функций по отношению к населению и работодателям – обеспечения предложения и спроса на рабочую силу, трудоустройства населения и т.д.;
    широкой сетью центров занятости. Их деятельностью практически охвачено население и предприятия всей РФ;
    масштабностью выполняемых функций и обслуживаемых контингентов.
    Законодательство устанавливает гарантии реализации права граждан на труд. Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории РФ: свободу выбора вида занятости, в том числе работы с различными режимами труда, правовую защиту от необоснованного увольнения; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве; предоставление работодателями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы за период не менее трех лет выпускникам учебных заведений.
    Следует отметить, что государство гарантирует безработным гражданам: бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации по направлению службы занятости; компенсацию в соответствии с действующим законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости; возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. Кроме того, законодательство устанавливает дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения.

  19. 11.Одним из основных понятий, характеризующих уровень развития любого общества, является степень зрелости и характер проявления социально-трудовых отношений. Наиболее эффективной формой осуществления социального партнерства в настоящее время является заключение в организациях коллективных договоров, регулирующих социально-трудовые отношения и содействующих улучшению социального партнерства в сфере труда между работниками и работодателями.
    Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.1992 ТК (ст. 42) и Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» (ст. 2) от 26.10.1995, установили, что коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работодателем и работниками организации.
    Основными принципами заключения коллективных договоров и соглашений являются: соблюдение норм законодательства, полномочность представителей сторон; равноправие сторон; свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений; добровольность принятия обязательств; систематичность контроля и неотвратимость ответственности. Сторонами коллективного договора согласно ст. 11 закона “О коллективных договорах и соглашениях” выступают работники организации в лице их представителей и работодатель непосредственно или уполномоченные им представители. Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет. Он вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, установленного в коллективном договоре, и действует в течение всего срока. При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
    Таким образом, можно сделать вывод о том, что коллективный трудовой договор является наиболее эффективным при регулировании трудовых прав и социальных гарантий всех работников.

  20. Видами решений Конституционного Суда РФ являются постановление, заключение и определœение. Постановление – основной вид итогового решения Конституционного Суда. Именно постановления принимаются при осуществлении большинства полномочий Конституционного Суда РФ: при проверке конституционности правовых актов, разрешении споров о компетенции, толковании Конституции РФ. Заключение дается Конституционным Судом в единственном случае – при рассмотрении установленного порядка выдвижения обвинœения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В остальных случаях принимаются определœения.

    Правовая природа решений Конституционного Суда РФ предопределяется их общеобязательным (нормативным) и прецедентным характером. Решения Конституционного Суда РФ обязательны не только для заявителœей и органа, издавшего акт, признанный неконституционным, но и для всœех государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц; они окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после провозглашения. Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. При этом общие и арбитражные суды, равно как и сам Конституционный Суд РФ, вправе и обязаны подтверждать неконституционность положений нормативных актов, аналогичных тем, которые ранее были признаны не соответствующими Конституции РФ Конституционным Судом, признавать их недействующими. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не должна быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Обратная сила решений Конституционного Суда РФ проявляется в том, что правоприменительные решения, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном порядке, в случае если в самом акте Конституционного Суда не указано иное, к примеру нецелœесообразность пересмотра вынесенных ранее судебных решений. Для реализации решений Конституционного Суда РФ в Федеральном конституционном законе ʼʼО Конституционном Суде Российской Федерацииʼʼ предусмотрены определœенные обязанности и сроки для государственных органов и должностных лиц по приведению актов в соответствие с Конституцией РФ, а за неисполнение решений Конституционного Суда РФ – соответствующая ответственность.
    На современном этапе развития отечественного судопроизводства Конституционный суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своей первостепенной задачи — защиты конституционных основ общественного строя и конституционных прав граждан России. Несмотря на определенные сложности в организации судебной практики, главная проблема эффективности работы Конституционного суда в России заключается не в недостатках процедуры конституционного судопроизводства или конституционного законодательства, а в обеспечении исполнения решений Суда, которые порой открыто игнорируются как субъектами федерации, так и ветвями федеративной власти. Неисполнение судебных решений — характерная черта всего российского правопорядка. Законность же в государстве, в том числе и конституционную, должны обеспечивать не Суд, а исполнительная власть, прокуратура, правоохранительные ведомства. Конституционный суд — это фактически высшая и последняя инстанция, и он должен вступать в действие лишь тогда, когда не срабатывает вся остальная система власти или правосудия.

  21. 2. Конституционно-правовая ответственность. Особенности и механизмы реализации.
    Институт конституционно-правовой ответственности федеральных органов государственной власти наименее развит в российском законодательстве. Первое и главное препятствие в установлении эффективных мер ответственности — отсутствие подобного института в Конституции РФ. К числу немногих норм, могущих стать базой для развития института конституционно-правовой ответственности можно отнести ст. 93 (отрешение Президента РФ от должности в порядке импичмента), (увольнение в отставку Правительства РФ).

    Если говорить о конкретных субъектах конституционно-правовой ответственности, то ретроспективный взгляд на развитие органов государственной власти СССР и республик в его составе позволяет сделать вывод о том, что речь об ответственности государственных органов в историческом контексте можно вести лишь применительно к органам исполнительной власти. Советы народных комиссаров и сами народные комиссары в соответствии с первыми советскими конституциями несли ответственность перед представительными органами государственной власти — съездами Советов и ЦИК (например, по Конституции (Основному Закону) РСФСР 1925 г. 129 Основному Закону — Конституции БССР 1927 г.). В этот период даже существовала практика привлечения к коллективной судебной ответственности работников губисполкома, наркомов и других должностных лиц органов исполнительной власти. Однако с укреплением власти исполнительных органов, превращением их в «высшие исполнительно-распорядительные органы» (по Конституции (Основному Закону) СССР 1936 г. такая норма исключается из правовой системы страны. Вопрос об ответственности советских представительных органов государственной власти на практике в нашей стране не ставился. Поэтому институт юридической ответственности государственных органов относится к числу наименее разработанных в отечественной правовой науке. Из работ последнего времени можно выделить книги К.С. Вельского, М.А. Краснова, Н.С. Малеина и некоторых других авторов.
    На современном этапе развития конституционного законодательства ситуация ненамного изменилась, представительные органы государственной власти по-прежнему не несут конституционно-правовой ответственности. Конституционно-правовую ответственность на федеральном уровне теоретически могут нести: Президент РФ, Правительство РФ, министр Правительства РФ, депутат Государственной Думы, член Совета Федерации РФ, Генеральная прокуратура РФ в лице Генерального прокурора РФ, Председатель Центрального Банка РФ, Председатель, заместитель Председателя и аудиторы Счетной Палаты РФ. Но, как мы уже отмечали, вследствие того, что в законодательстве РФ отсутствует закрепление нормативного основания ответственности (состава правонарушения), субъектами конституционно-правовой ответственности в РФ выступают: Президент РФ, Председатель Центрального Банка РФ, Председатель, заместитель Председателя и аудиторы Счетной Палаты РФ.
    Конституционно-правовая ответственность Президента РФ Конституционная ответственность Президента РФ состоит в том, что он может быть отрешен от должности в порядке импичмента в соответствии со ст. 93 Конституции РФ. В этой процедуре участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный и Конституционный Суд.

    В соответствии со ст. 93 Конституции РФ Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения о государственной измене и совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*