ЭССЕ Право 17Экон(ба)-3

Раздел 2 Основы конституционного права Российской Федерации

1  Современные представления о сущности и содержании Конституции РФ 1993 года.
2  Конституционно-правовая ответственность. Особенности и механизмы реализации.
3  Конституционализм как идея. Особенности российской конституционной модели.
4  Конституционный принцип политического многообразия и многопартийности в контексте современного развития российского законодательства о политических партиях.
5   Россия как светское государство. Правовые основы взаимодействия российского государства с ведущими конфессиями.
6  Народное представительство в России, его роль, законодательное закрепление, проблемы функционирования.
7  Политические права и свободы. Ограничения и проблематика реализации.
8  Право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод. Влияние решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека на российскую правоприменительную практику.
9 Конституционные гарантии осуществления прав и свобод человека и гражданина и их реализация в субъектах РФ.
10 Принципы и основания ограничения прав и свобод. Права человека и гражданина в условиях чрезвычайного и военного положения.
11 Особенности территориального устройства РФ как федерации. Основные тенденции развития федеративных отношений в России.
12 Совместная компетенция РФ и ее субъектов. Особенности реализации и существующая практика.
13 Федеральное вмешательство и контроль как элемент федеративных отношений в РФ.
14 Характеристика и современные тенденции развития избирательной системы РФ. Возможные преимущества и недостатки пропорциональной и мажоритарной избирательной системы.
15 Назначение выборов. Субъекты и правила назначения. Единый день для голосования.
16 Общественный контроль за выборами. Виды, формы и перспективы использования применительно к российской избирательной системе.
17 Роль политических партий и общественных объединений в организации и проведении выборов.
18 Предвыборная агитация и информирование. Понятие, формы и проблемы разграничения.
19 Понятие и значение референдума, как высшей формы выражения воли народа. Эффективность реализации принятых решений.
20  Президент РФ в системе разделения властей. Особенности российской модели в сравнении с классическими (европейскими) демократиями и США.
21 Особенности правового статуса высшего должностного лица субъектов РФ. Выборность и назначаемость высших должностных лиц субъектов РФ
22 Совет Федерации как орган представительства субъектов РФ в сравнении с другими федеративными государствами. Изменения в порядке формирования.
23 Статус члена парламента. Парламентский иммунитет: доводы за и против. Ответственность членов парламента.
24 Особенности законодательного процесса в Федеральном Собрании РФ. Участие Правительства РФ в принятии законов.
25 Формы участия граждан в законодательной деятельности. Всенародное (общественное) обсуждение законопроекта. Значение и перспективы развития.
26 Парламентский контроль. Понятие и виды. Ответственность Правительства перед Федеральным собранием РФ.
27 Организация законодательных (представительных) органов государственной власти в субъектах РФ на примере Законодательного Собрания Нижегородской области.
28 Конституционный суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ как органы конституционного контроля.
29  Решения Конституционного суда РФ, их природа, виды, юридическая сила, правовые последствия.
30 Система и организационные основы деятельности органов местного самоуправления. Городской округ как организационная форма местного самоуправления.

Раздел 6 Основы трудового права
1 Основные этапы и перспективы развития трудового права.
2  Пробелы в трудовом законодательстве и проблемы защиты прав в сфере труда.
3  Проблемы применения норм трудового права в условиях экономического кризиса.
4 Единство и дифференциация правового регулирования труда.
5 Принципы трудового права и их роль в правовом регулировании трудовых отношений.
6   Обеспечение конституционных прав граждан в сфере труда.
7  Правовое регулирование трудовых отношений: пути совершенствования.
8   Работник как основной субъект трудового права и его положение в современной России.
9  Участие работника в управлении организацией: проблемы правового регулирования.
10  Нормативные правовые акты работодателя, содержащие нормы трудового права.
11 Эффективность коллективно-договорного регулирования трудовых прав и социальных гарантий работников.
12 Система обеспечения занятости и трудоустройства в России.
13  Проблемы правового регулирования «заемного труда».
14 Роль трудового договора в регулировании трудовых отношений на современном этапе.
15 Срочный трудовой договор и сфера его применения.
16  Изменение условий трудового договора (теория и практика).
17 Тенденции защиты персональных данных работника в российском трудовом праве.
18 Гражданско-правовой и трудовой договоры: вопросы правовой квалификации и переквалификации.
19 Правовые проблемы применения законодательства о расторжении трудового договора с работником.
20 Нормированное и ненормированное рабочее время: особенности правового регулирования.
21 Режим рабочего времени и его основные правовые формы.
22 Правовое обеспечение реализации права на отдых в современных условиях.
23 Право работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы и его обеспечение.
24  Соотношение норм материальной и дисциплинарной ответственности.
25  Ответственность сторон трудовых отношений: соотношение и особенности правового регулирования.
26  Материальная ответственность работника и работодателя: общее и особенное в правовом регулировании.
27  Средства и способы правовой защиты индивидуальных и коллективных прав работников.
28 Правовые средства защиты трудовых прав и интересов работодателя.
29 Охрана труда — институт современного трудового права России и его совершенствование.
30 Защита материнства нормами трудового права.

Критерии оценивания:
– оценка «зачтено» выставляется студенту, если содержание ответа дает представление о понимании проблемы; для раскрытия проблемы применяется теоретическая аргументация, факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения средств массовой информации, факты личного социального опыта, собственные наблюдения; студент способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему, соблюдает лексические, фразеологические, грамматические и стилистические нормы русского языка, использует цитаты и соблюдает основные требования к оформлению;
– оценка «не зачтено» выставляется студенту, если не раскрыта выбранная тема, или раскрыта не полностью; отсутствует конструктивная аргументация или в аргументации отсутствуют теоретические положения; при выполнении работы студент опирался на данные только учебной литературы, не используя монографии и другие источники; студентом не приведены альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему, допускаются грубые лексические, фразеологические, грамматические и стилистические ошибки, не используются цитаты и не соблюдаются требования к оформлению.

23 Комментариев

  1. Гусев Антоний 17 Экон(ба)-3
    Тема: «Проблемы применения норм трудового права в условиях экономического кризиса»
    В условиях экономического кризиса, работодатель, чтобы не ухудшить свое экономическое положение, нарушает норма трудового права, и тем самым работник страдает из-за этого. В большинстве случаев работник ничего не может с этим поделать, т.к. держится за рабочее место и боится что его уволят. Эти факторы приводят к выводу что в условиях экономического кризиса прежде всего страдает работник, а государство не всегда может гарантировать соблюдения всех норм права.

  2. Тема 17: Роль политических партий и общественных объединений в организации и проведении выборов.
    Политические партии в любом демократическом государстве — это важнейший элемент жизнедеятельности гражданского общества, форма проявления политической активности граждан.
    Участие в выборах — одна из важнейших форм деятельности политических партий. Согласно Федеральному закону от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (с изм.) политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан России в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления.
    Любая политическая партия создается для того, чтобы бороться за власть легальным путем, т.е. через выборы.
    В России политические партии являются важными участниками электоральных (избирательных) правоотношений.
    С 2012 года к регистрации допускаются политические партии, которые согласно требованиям Федерального закона от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (с изм.) имеют минимальную численность 500 членов, представляющих не менее 50% регионов страны. В связи с либерализацией политической системы выразили желание получить регистрацию около 80 партий, в т.ч. Партия народной свободы (Парнас), Российский общенародный союз, Партия дела, Партия возрождения России, Российский объединенный трудовой фронт, «За нашу Родину», «Курсом Правды и Единения», «Народная партия «За женщин России», «Зеленые» и др.
    Законодательные требования минимальной численности членов как условие официальной регистрации политических партий установлены в Швеции, Финляндии, Польше, Казахстане, Молдавии, Мексике и многих других государствах. Требования к численности членов партии, территориальному масштабу их деятельности показывает, что у партии имеется необходимый уровень поддержки избирателей.
    Зарегистрированные партии могут выдвигать кандидатов в Президенты РФ, списки кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов и партийные списки в региональные парламенты, в депутаты муниципальных представительных учреждений.
    Таким образом, политические партии выступают участниками электоральных правоотношений. Другие неправительственные общественные объединения, например профсоюзы, молодежные объединения, объединения ветеранов войны, инвалидов, творческие и спортивные союзы, а также религиозные организации, национально-культурные автономии не имеют права выдвигать кандидатов ни в Президенты РФ, ни в депутаты федеральных или региональных парламентов, ни депутатов в выборные органы местного самоуправления.

  3. ТЕМА 16 Изменение условий трудового договора

    Изменение трудового договора — это изменение одного или нескольких существенных его условий как оговоренных сторона­ми трудового договора при его заключении, так и производных, предусмотренных трудовым законодательством.Если существенные условия труда работника меняются не работодателем, а законодательством, то это не является перево­дом и не требует согласия работника. Например, по законода­тельству меняется размер оплаты труда в бюджетной сфере, вво­дится новая продолжительность отпусков.Таким образом, изменение работодателем существенных усло­вий труда работника без его согласия должно быть обусловлено изменениями организационных или технологических условий труда и если при этом нельзя сохранить прежние условия труда.Следовательно, точное соблюдение условий трудового догово­ра необходимо для стабильности трудовых правоотношений.

  4. Система обеспечения занятости и трудоустройства в России.

    Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения. Закон о занятости в первой главе «Общие положения» дает определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов. Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности профессионального обучения. Граждане имеют также право на бесплатные профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.
    В современных условиях, когда проблема безработицы обостряется и, как следствие, возрастает необходимость государственного регулирования рынка труда, трудоустройство направлено, прежде всего, на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда — работников и работодателей, а также государства. Трудоустройство-это система организационно-правовых мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения. Трудоустраиваемым, по общему правилу, является физическое лицо, которое обращается в орган по трудоустройству с целью получения содействия в подыскании подходящей работы и устройстве на нее. Основную группу трудоустраиваемых составляют граждане РФ. В качестве трудоустраиваемых могут выступать и иностранные граждане, а также лица без гражданства (ст.6 Закона о занятости). Вместе с тем законодательство о занятости закрепляет принцип приоритета граждан РФ при занятии вакантных рабочих мест, что выражается в существовании особых правил привлечения иностранной рабочей силы на территории РФ.
    Таким образом, важно отметить, что трудоустройство служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего, оно выступает гарантией реализации права на труд. Трудоустройство является также гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и иных.

  5. 10 проблема (Досов А.Р. 17Экон(ба) -3 )
    Принципы и основания ограничения прав и свобод. Права человека и гражданина в условиях чрезвычайного и военного положения.
    Права и свободы человека и гражданина в РФ Конституцией поставлены во главу угла. Статья 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
    Правам и свободам человека полностью уделена глава 2 Конституции РФ. Их можно классифицировать на 6 основных групп: личные, политические, экономические, социальные, культурные и экологические.
    Допуская возможность их ограничения (ст. 55 п. 3), Основной закон страны в ст. 56 п. 3 четко фиксирует: «Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции РФ».
    В Российской Федерации, в соответствии со статьями 87 и 88 Конституции РФ, приняты Федеральные конституционные законы «О чрезвычайном положении» и «О военном положении». Они допускают ограничения прав и свобод человека и гражданина, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России или непосредственной угрозы жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ.
    С одной стороны ограничения прав и свобод человека и гражданина имеют рациональное обоснование, так как это необходимо для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Ведь если не будет существовать народ или конституционный строй, то не будет и прав и свобод как таковых.
    С другой стороны ограничения прав и свобод человека в современной России встречается неприлично часто. Федеральное Собрание зачастую принимает законы, которые не просто противоречат Конституции, но и практически невыполнимы. Это происходит из-за неполной осведомленности чиновников о процессах работы сферы жизни общества, которую реформируют законодатели. В результате мы имеем большое количество абсурдных, непрактичных нормативно правовых актов, которые к тому же противоречат Конституции РФ.
    Закончить хотелось бы фразой государственного деятеля, первого канцлера Германской империи – Отто фон Бисмарка: «С плохими законами и хорошими чиновниками вполне можно править страной. Но если чиновники плохи, не помогут и самые лучшие законы».

  6. 25 Формы участия граждан в законодательной деятельности. Всенародное (общественное) обсуждение законопроекта. Значение и перспективы развития.
    В современном демократическом государстве, наряду с государственным законотворчеством, достаточно важное место отводится правотворческой деятельности самого народа. Здесь возникает вопрос, как же участвуют граждане в законотворчестве, и действительно ли народ имеет важное значение для законодательной деятельности?
    Для начала обратимся к теоретическому материалу. В конституционном праве законотворчество — подготовка законопроектов и принятие законов в соответствии с правилами законодательного процесса, осуществляемая высшим представительным органом государственной власти. Но, как мы уже отметили, в этом процессе участвует и народ. Непосредственное правотворчество народа, прежде всего, выражается в форме референдума. Референдум — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Также народ может участвовать в законотворческом процессе через своих представителей (депутатов), через свои общественные организации, которые выступают с законодательной инициативой, через общественные обсуждения.
    К примеру, общественное обсуждение проекта Федерального закона «О полиции» в период с 7 августа по 15 сентября 2010 г. посетило более 1,5 млн. человек. Они оставили 20 915 комментариев. На основании полученных предложений и замечаний законопроект «О полиции» был доработан, внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ, принят Государственной Думой РФ, одобрен Советом Федерации РФ, подписан Президентом РФ 7 февраля 2011 г. и вступил в силу с 1 марта 2011 г.
    Также примером участия граждан в законотворчестве может послужить законопроект «Об образовании в Российской Федерации». Еще в мае 2010 г. на официальном сайте Министерства образования и науки России была размещена его рабочая версия для всеобщего ознакомления, представления замечаний и предложений людьми. Во исполнение поручения Президента РФ Д.А. Медведева от 13 октября 2010 проводилось открытое общественное обсуждение доработанного Федерального закона «Об образовании РФ» для рассмотрения замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения данного законопроекта, Приказом Министерства образования и науки России от 28 октября 2010 г.была сформирована специальная комиссия. За период проведения общественного обсуждения законопроекта было направлено 10 912 предложений и замечаний.
    Так, в заключение можно отметить, что общественный фактор, народ в законотворческом процессе — не самоцель. Это и немаловажная предпосылка влияния общественно-социальной среды на законотворческий процесс, и средство скрепления конституционно-политической и гражданской составляющих нашего общества.

  7. Пробелы в трудовом законодательстве и проблемы защиты прав в сфере труда.
    Трудовое право-это отрасль права, которая регулирует отношения между работником и работодателем. Трудовое право необходимо для обеспечения безопасных условий труда, прав и свобод работника и работодателя, защиты от безработицы и т.д. Действующий кодекс РФ был принят 21.12.2001 года и вступил в силу 1 февраля 2002 года. В настоящее время существует ряд проблем из области трудового права. Наиболее актуальной является дискриминация работников. В 2010 году в Кинешемском суде Ивановской области проходил процесс, причиной которого являлась дискриминация работодателем одного из своих работников. Некоторое время работник без официального договора выполнял помимо своих обязанностей, обязанности другой должности и получал за это оплату. Позже работодатель прекратил платить работнику за дополнительную работу. Когда работник попросил официально оформить договор об исполнении обязанностей, работодатель отказался. Процесс окончился тем, что работодателя признали виновным и заставили выплатить компенсацию работнику. Другой проблемой является причинение морального вреда своим подчиненным. На этот случай можно привести в качестве примера историю, напечатанную в 2007 году в газете «Комсомольская правда-Мурманск». Женщина обратилась в суд, после того, как её начальник довел ее до нервного срыва, в результате которого она оказалась в больнице. Первый иск она проиграла по причине того, что коллеги отказались давать показания против своего начальника, но собрав необходимые справки о ее психическом состоянии и установив причинно-следственную связь, женщине все-таки удалось выиграть дело и отсудить некоторую сумму денег, так как причинение работодателем морального вреда здоровью работника, запугивание и т.д., запрещено. Проблема защиты прав в сфере труда стоит на сегодняшний день наиболее остро. Причиной этому могут служить правовой нигилизм, ролевые противоречия, сложности функционального взаимодействия и так далее. Именно поэтому устраиваются митинги, демонстрации, данная проблема поднимается на обсуждениях, а также происходит активная деятельность профсоюзных организаций, защищающих интересы работника.

  8. «Политические права и свободы. Ограничения и проблематика реализации».
    Актуальность проблемы состоит в том, что политическими правами и свободами гражданин обладает как член политической общности. Избирательная правосубъектность гражданина – важнейшее политическое право.
    Права и свободы человека наряду с вопросами устройства государства и организации власти — основной предмет регулирования большинства современных конституций. Политическое право, включая активное и пассивное избирательное право, открывает для гражданина возможность принимать участие в формировании представительных учреждений, органов, а также проводить в них своих представителей. К важнейшим политическим правам и свободам относятся: право на получение информации, свобода слова, печати, распространения информации, свобода совести, свобода союзов и ассоциаций, свобода шествий и собраний. Политические права и свободы человека – эта группа конституционных прав и свобод позволяет гражданам участвовать в политической жизни. Эти права и свободы провозглашены всеобщей декларацией прав человека, закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах Они составляют обязательную часть Конституций демократических государств. Политические права и свободы могут быть реализованы гражданином как индивидуально, так и через объединение с другими людьми. Личный характер носит, например, право избирать и быть избранным.
    В пример можно привести выборы президента или депутатов в государственную думу. Участвуя в выборах гражданин осуществляет свои политические права.
    Так же примером может служить телевидение, интернет и другие средства массовой информации. Государство не ограничивает СМИ — это и есть право на свободу слова и свободу информации.
    Таким образом, политические права и свободы являются важнейшими политическими правами которые люди должны соблюдать и знать.

  9. 15 Срочный трудовой договор и сфера его применения.
    Трудовой договор, являясь двусторонней сделкой, представляет собой соглашение конкретного гражданина с конкретной организацией о его труде в данной организации в качестве работника. Трудовой договор как основание возникновения и форма существования трудового правоотношения во времени тесно связывает права и обязанности сторон по договору с правами и обязанностями их в качестве субъектов соответствующего трудового правоотношения. Действующий Трудовой кодекс сформулировал понятие срочного трудового договора, а также исчерпывающе перечислил условия, при которых возможно заключение срочного трудового договора по инициативе работника или работодателя. Срочный договор может заключаться, если трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Срок такого договора не может превышать пяти лет (исключения из этого правила могут устанавливаться только Трудовым кодексом или на уровне федерального законодательства). Необходимо четко соблюдать условия, при которых возможно заключение срочного трудового договора по инициативе работника или работодателя. Срочный трудовой договор можно заключить для замены временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы. Трудовое законодательство не раскрывает понятия » временно отсутствующий работник «. Поэтому под временно отсутствующим работником можно считать работника, с которым не расторгнут трудовой договор, но который по уважительным причинам отсутствует на работе. Следует учитывать, что таким работникам в случаях, прямо указанных в законодательстве, могут предоставляться гарантии на сохранение места работы. Например, если ему был предоставлен отпуск по уходу за ребенком (ст.256 ТК РФ) или (ст.166 ТК РФ) либо он направлен работодателем на повышение квалификации с отрывом от работы (ст.187 ТК РФ) и др. Если к моменту окончания действия трудового договора отсутствующий работник расторгнет трудовой договор, то новый трудовой договор должен заключаться с работающим работником уже на неопределенный срок, поскольку нет основания для заключения срочного трудового договора. Если временно отсутствующий работник выйдет на работу досрочно, то трудовой договор должен быть, расторгнут с работающим работником по ст.79 ТК РФ с момента выхода работника на работу. Договор на определенный срок можно заключить на время выполнения временных (до двух месяцев) и сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода времени (сезона).
    Ряд особенностей предусмотрен при расторжении срочного трудового договора. Как и по действовавшему КЗоТу РФ, согласно новому Трудовому кодексу истечение срока договора является основанием для его расторжения.
    Сохранена и действовавшая ранее норма о том, что если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением его срока, а работник продолжает работу после истечения срока, то договор считается заключенным на неопределенный срок. Однако конкретизируется, что требование работодателя об увольнении в связи с истечением срока договора должно быть выражено в форме предупреждения не менее чем за три дня. В частности, трудовой договор, заключенный на время выполнения определенной работы, расторгается по завершении этой работы. Поскольку предусматриваются различные условия для заключения срочного трудового договора (ст. 79 ТК РФ), то и сроки расторжения этого договора приведены в соответствие с этими условиями. Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, расторгается с выходом этого работника на работу. При отсутствии этих условий оснований для расторжения трудового договора не будет. Отсутствие предупреждения в письменной форме со стороны работодателя не менее чем за три дня об истечении срока трудового договора дает основание для признания расторжения договора необоснованным.
    Перечень оснований для заключения срочного трудового договора законодатель оставил открытым, что позволяет устанавливать их и в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Запрещается устанавливать основания для заключения срочного трудового договора в законах субъекта Российской Федерации и в других нормативных правовых актах.

  10. «Основы конституционного права Российской Федерации»
    15) Назначение выборов. Субъекты и правила назначения. Единый день для голосования.
    Назначение выборов – начальная стадия избирательного процесса, которая заключается в установлении даты голосования. Правом назначать выборы обладают уполномоченные на то законодательством органы или должностные лица и в соответствии с установленными сроками. Так, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания РФ; выборы в Государственную Думу назначаются Президентом РФ, в законодательные органы субъектов Федерации – Высшими законодательными (представительными) органами субъектов Федерации, в органы местного самоуправления – главами местной администрации. О назначении выборов уполномоченным на то органом издается соответствующий правовой акт.
    Полномочий выборного органа или лица, перечень субъектов назначения выборов, порядок назначения выборов соответствующего уровня и вида регулируются федеральным и региональным законодательством и существенно различаются между собой.
    Для стадии назначения выборов характерны следующие правила:
    1) выборы органов и депутатов являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований;
    2) выборы назначаются уполномоченным на то органом в соответствии со сроками, установленными соответствующими правовыми актами;
    3) голосование может быть назначено только на календарный выходном (но не праздничный) день;
    4) в случаях, если уполномоченный на то орган (должностное лицо) не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении выборным органом или депутатами исполнения своих полномочий, а также при отсутствии уполномоченного на то органа (должностного лица) выборы проводятся соответствующей избирательной комиссией в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутатов, а при досрочном прекращении полномочий — не позднее чем через 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий органа или депутатов;
    5) в случаях, если уполномоченный на то орган (должностное лицо) либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы органов или депутатов, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в установленном законом порядке, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединении (блоков), органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, формируемая Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
    6) в случае, если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах отсутствует либо не может быть применен вследствие установленного судом его несоответствия Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, соответствие которым является обязательным для проведения соответствующих выборов, то эти выборы проводятся непосредственно на основе Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
    Согласно закону, единым днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва — день голосования на этих выборах. Проведение выборов в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в другие дни допускается в случаях досрочного прекращения полномочий указанных органов, избрания вновь образуемых органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, проведения повторных и дополнительных выборов, а также в иных случаях, предусмотренных законом. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, и на воскресенье, которое объявлено в установленном порядке рабочим днем. Если второе воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье воскресенье сентября.
    Таким образом, с помощью выборов обеспечивается участие граждан в формировании институтов политической системы. Выборы – это способ существования демократии, способ смены политических элит, передачи власти мирным путем через волеизъявление народа. Выборы представляют собой форму реализации избирательных прав граждан путем участия в избирательной кампании, выражения воли народа, которая должна быть основой государственной власти. Институт выборов активно используется не только при формировании органов государства, местного самоуправления, но и руководящих органов политических партий, общественных объединений. Значит, понятие «выборы» выражает форму реализации избирательных прав, способ формирования органов публичной власти.

  11. Защита материнства нормами трудового права
    В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Применительно к защите материнства работающих женщин это означает, что государство обеспечивает создание необходимых условий для сохранения здоровья женщин в процессе труда, в том числе для охраны труда беременных женщин и оказания им надлежащих услуг по охране их здоровья в дородовой и послеродовой периоды, а также для повышения уровня здоровья новорожденных детей.
    Такое понимание защиты материнства соответствует содержанию норм многих международных правовых актов. Например, в ст. 11 и 12 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин подчеркивается, что государство-участник принимает все надлежащие меры по обеспечению права женщин на охрану здоровья и безопасные условия труда, в том числе на сохранение функции продолжения рода, защиту в период беременности на видах работ, вредность которых для здоровья женщин доказана.
    В целом нормы права об охране труда женщин в дородовой и послеродовой периоды, содержащиеся в российском трудовом законодательстве, согласуются с изложенными общепризнанными принципами и нормами международного права и образуют правовую основу для осуществления практических мер по охране репродуктивного здоровья работающих женщин и здоровья их потомства.
    Однако, по официальным данным, уровень здоровья женщин детородного возраста остается низким, что влечет за собой увеличение числа случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. Только 30 процентов новорожденных детей могут быть признаны здоровыми. Сохраняются высокие показатели материнской и младенческой смертности. Существенным негативным фактором, влияющим на здоровье женщин, признаются неблагоприятные условия их труда. В настоящее время в российской экономике насчитывается 20 процентов рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда и половину занятых на таких работах составляют женщины.
    Новая редакция ч. 2 ст. 261 ТК РФ предусматривает, что в случае истечения срочного трудового договора с женщиной в период ее беременности работодатель по ее письменному заявлению и при представлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, обязан продлить срок действия трудового договора до окончания беременности.
    В случае окончания беременности до наступления у женщины права на отпуск по беременности и родам увольнение в связи с окончанием беременности допускается по окончании временной нетрудоспособности этой женщины. Увольнение производится в недельный срок после окончания отпуска по беременности и родам или после окончания временной нетрудоспособности в других случаях

  12. Самая актуальная на сегодня задача заключается в защите закрепленных в Конституции РФ устоев демократически-правовой государственности, рыночной экономики, гражданского общества от любых попыток их демонтажа. Именно для этого необходима система процедур, механизмов, основанных на единой теории конституционной ответственности. Конституционная ответственность – самая острая тема правовой науки. Без налаженной системы ответственности право становится бессильным и ненадежным, не оправдывающим возлагаемых на него социальных ожиданий. Правовые нормы, а равно проистекающие из них права и обязанности членов общества превращаются в благие пожелания, если власть не способна организовать восстановление нарушенных прав, принуждение к исполнению обязанностей, наказание нарушителей правовых запретов. С другой стороны,государственное принуждение, с помощью которого охраняются право и правопорядок, более всего затрагивает личность, ее интересы, права и свободы.Если оно применяется для защиты несправедливого права, вне права или вопреки праву, проблема социального взаимодействия права и государственного принуждения становится особенно острой.
    Обостренное восприятие обществом, его моральным и правовым сознанием проблем связи права и государственного принуждения обусловлено и тем, что на протяжении многих веков человеческой истории принуждение нередко применялось произвольно, по усмотрению власть имущих, а сами меры государственного принуждения часто были несоразмерно правонарушению предельно жестоки. Произвол,жестокость или слабость власти всегда были наиболее заметны в той сфере общественных отношений, где применяются меры наказания за совершение преступлений.
    Теоретико-правовая наука исследует ответственность как разновидность социальной ответственности. Как показывает анализ имеющихся исследований данного вопроса, необходимо говорить о двух основных подходах к пониманию конституционной ответственности. Их условно можно подразделить на «широкое» и«узкое». «Широкое» понимание обосновывается тем, что конституционная ответственность содержит в себе два аспекта – негативный (ретроспективный) и позитивный (перспективный). В первом случае речь идет об ответственности за«уже совершенные деяния», а во втором – «ответственность за надлежащее исполнение своих обязанностей, порученное дело, за добросовестное поведение;ответственность перед обществом, государством, коллективом семьей, окружающими». Основу позитивной ответственности, по мнению сторонников данного подхода, составляет чувство«морально-правового долга, гражданской позиции, развитого правосознания».
    конституционная ответственность связана в основном сохранительной деятельностью государства, с охранительной функцией права. Но она выполняет и свойственную праву в целом организующую (регулятивную) функцию. Уже сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает организующие начала в деятельности общества.
    Итак, ответственность – многофункциональное явление. Как элемент общественных отношений ответственность влияет на них политически,идеологически, нравственно-психологически и юридически. Как часть юридической надстройки ответственность оказывает на поведение людей информационное,ценностное, принудительное воздействие. То есть все зависит от того, на что нацелена ответственность: если восстановительно-компенсационная функция, то имеется ввиду прежде правоотношение; если функция информационная, то видимо,точкой отсчета является поведение; если же воспитательная, то это, конечно,применительно к сознанию человека, ибо нельзя воспитывать правоотношения.
    Современный период трансформации российского общества имеет ряд особенностей, которые проявляются во всех сферах жизни общества, в том числе ив преобразовании органов власти, ее ветвей и структур. Идет процесс становления всей системы власти, новых форм политического воздействия, форм реализации властью своей управленческой функции. Важное место в этом процессе занимает ответственность, поэтому исследование особенностей ее места и роли в правоотношениях в условиях трансформации в системе единой государственной власти России в
    современных условиях представляет собой важное не только теоретическое, но и практическое значение.
    Таким образом, конституционно-правовая ответственность является институтом отрасли конституционного права, выполняющим охранительную функцию, направленную на обеспечение соблюдения конституционных норм. Конституционно-правовая ответственность впервые появилась не в правовых актах, а в научных исследованиях, причем по сравнению с другими видами юридической ответственности относительно недавно.
    Конституционно-правовая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, осуществление мер которой в виде различного рода неблагоприятных последствий для субъектов не только устанавливается конституционно-правовыми нормами, но и направлено, прежде всего, на защиту конституционно-правовых отношений. Ее конституционное и законодательное признание и установление как одного из видов юридической ответственности будет повышать эффективность конституционно-правовых норм, усиливать их влияние на общественно-политическую практику, т.е. способствовать решению одной из самых актуальных проблем конституционного права.

  13. 5 Срочный трудовой договор и сфера его применения.
    Трудовой договор, являясь двусторонней сделкой, представляет собой соглашение конкретного гражданина с конкретной организацией о его труде в данной организации в качестве работника. Трудовой договор как основание возникновения и форма существования трудового правоотношения во времени тесно связывает права и обязанности сторон по договору с правами и обязанностями их в качестве субъектов соответствующего трудового правоотношения.
    Трудовой договор определяет правовое положение гражданина как участника определенной кооперации труда в качестве работника данного трудового коллектива. Только с заключением трудового гражданин становится членом коллектива данной организации и подчиняется внутреннему ее трудовому распорядку, режиму труда.
    Срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо работника:
    для замены временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы;
    на время выполнения временных (до двух месяцев) работ, а также сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода времени (сезона).
    с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы;
    для проведения срочных работ по предотвращению несчастных случаев, аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств;
    с лицами, поступающими на работу в организации — субъекты малого предпринимательства с численностью до 40 работников (в организациях розничной торговли и бытового обслуживания — до 25 работников), а также к работодателям — физическим лицам;
    с лицами, направляемыми на работу за границу;
    для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности организации (реконструкции, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также для проведения работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;
    с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период времени или для выполнения заведомо определенной работы;
    с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее выполнение (завершение) не может быть определено конкретной датой,
    для работ, непосредственно связанных со стажировкой и профессиональным обучением работника;
    с лицами, обучающимися по дневным формам обучения;
    с лицами, работающими в данной организации по совместительству;
    с пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением разрешена работа исключительно временного характера;
    с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении произведений, профессиональными спортсменами в соответствии с перечнями профессий, утвержденными Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
    с научными педагогическими и другими работниками заключившими трудовые договоры на определенный срок в результате конкурса, проведенного в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом органа государственной власти или органа местного самоуправления;
    в случае избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность, на определенную работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц государственной власти и органах местного самоуправления, а также в политических партиях и других общественных партиях объединениях:
    с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
    с лицами, направленными на временные работы органами службы занятости населения, в том числе на проведение общественных работ;
    С инициативой о заключении срочного трудового договора может выступить как работник, так и работодатель, то есть эти основания не обязанность работодателя и работника, а право.
    Нельзя заключить срочный трудовой договор, основываясь на ст.59 ТК РФ. Для применения оснований, указанных в ней, следует учесть требования части 5 ст.57 и части 2 ст.58 ТК РФ.
    Срочный трудовой договор можно заключить для замены временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы. Трудовое законодательство не раскрывает понятия » временно отсутствующий работник «. Поэтому под временно отсутствующим работником можно считать работника, с которым не расторгнут трудовой договор, но который по уважительным причинам отсутствует на работе. Следует учитывать, что таким работникам в случаях, прямо указанных в законодательстве, могут предоставляться гарантии на сохранение места работы. Например, если ему был предоставлен отпуск по уходу за ребенком (ст.256 ТК РФ) или (ст.166 ТК РФ) либо он направлен работодателем на повышение квалификации с отрывом от работы (ст.187 ТК РФ) и др. Если к моменту окончания действия трудового договора отсутствующий работник расторгнет трудовой договор, то новый трудовой договор должен заключаться с работающим работником уже на неопределенный срок, поскольку нет основания для заключения срочного трудового договора. Если временно отсутствующий работник выйдет на работу досрочно, то трудовой договор должен быть, расторгнут с работающим работником по ст.79 ТК РФ с момента выхода работника на работу.
    Договор на определенный срок можно заключить на время выполнения временных (до двух месяцев) и сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода времени (сезона).
    Работник может быть привлечен к выполнению временной работы на срок до двух месяцев, если у работодателя есть доказательства именно такого периода работы. Конкретный срок, на который стороны заключают трудовой договор и который не может превышать двух месяцев, оговаривается сторонами. Если работником и без перерывов заключается срочный трудовой договор на срок до двух месяцев, то заключение срочных трудовых договоров может быть признано незаконным (см. комментарий к гл.45).
    Срочный трудовой договор заключается с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы. Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 187 » О размерах возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность» (Российская газета, 2003, № 66) установлен порядок возмещения расходов работников в связи с их переездом на работу в другую местность.
    Для заключения срочного трудового договора в этом случае важно, чтобы организация и место выполнения работы находились в этих районах. Это правило не распространяется на проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, с ними трудовой договор заключается на общих основаниях. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 №1029 (СП СССР, 1983, №5, ст.21). Правовое регулирование в указанных районах осуществляется: Трудовым кодексом (см. комментарий к гл.50) и Законом РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
    Возможно заключение срочного трудового договора для проведения срочных работ по предотвращению несчастных случаев, аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотий, для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств. При заключении срочного трудового договора по этому основанию необходимо обратить внимание на временной фактор чрезвычайных обстоятельств. Срок для такого рода договоров устанавливается по соглашению сторон, но должен быть привязан к периоду существования чрезвычайных обстоятельств, связанных с предотвращением или ликвидацией последствий.
    Срочный трудовой договор может заключаться с лицами, поступающими на работу в организации — субъекты малого предпринимательства с численностью до 40 работников (в организациях розничной торговли и бытового обслуживания-до 25 работников), и к работодателям — физическим лицам.
    Возможно заключение срочного трудового договора для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности организации (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы) или связанных с заведомо временным (до 1 года) расширением производства или объема оказываемых услуг. Речь идет о двух основаниях: первое указывает на проведение работ, выходящих за рамки стандартной работы, выполняемой работниками организации.
    Заключить срочный трудовой договор можно с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период времени или для выполнения заведомо определенной работы.
    Срочный трудовой договор может, заключен с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее выполнение (завершение) не может быть определено конкретной датой. Такой вид срочного договора близок к граждански — правовым договорам. Но предметом данного трудового договора все равно является не конечный объем работы, а определенный трудовой функцией процесс труда. С трудовом договоре должно быть указано, что он заключается на время выполнения конкретной работы (или ее части), и тогда его окончанием будет завершение работы.
    Возможно заключение срочного трудового договора для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и профессиональным обучением. В таком случае содержание договора должно предусматривать условие о стажировки, профессиональном обучении во время действия трудового договора. После окончания стажировки, профессионального обучения действия такого основания для заключения срочного трудового прекращается.
    Срочный трудовой договор может быть заключен, если лицо обучается по дневным формам обучения. Законодатель, называя данное основание, не указывает только на студентов, а говорит о лицах, которые обучаются по дневным формам обучения. Специальный срок договора для такого основания не предусмотрен, но он должен превышать 5 лет. Переход обучающего на другую форму обучения, например вечернюю, не влияет на вид трудового договора, но может послужить основанием к проведению переговоров с работодателем об изменении его срока.
    Закон разрешает заключать срочный трудовой договор с лицами, работающими в данной организации по совместительству.
    В абзаце 13ч.1 ст.59 ТК РФ установлена возможность заключения срочного трудового по двум основаниям:
    с пенсионерами по возрасту, т.е. с теми, кто в соответствии с федеральным законодательством достиг пенсионного возраста и кому была назначена пенсия.
    с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением разрешена работа исключительно временного характера. Медицинское заключение является одновременно и причиной, и основанием для заключения срочного трудового договора.
    Заключение срочного трудового договора возможно с научными, педагогическими и другими работниками, заключившими трудовые договоры на определенный срок в результате конкурса, проведенного в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом органа государственной власти или органа местного самоуправления.
    Срочный трудовой договор может заключаться и в случае избрания работника на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность, на оплачиваемую работу, работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях.
    Заключение срочного трудового договора с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций возможности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
    Законодатель разрешает заключать срочный трудовой договор с лицами, направленными на временные работы органами службы занятости населения, в том числе на проведение общественных работ. В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» с лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Такой договор может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.
    Заключение Перечень оснований для заключения срочного трудового договора законодатель оставил открытым, что позволяет устанавливать их и в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Запрещается устанавливать основания для заключения срочного трудового договора в законах субъекта Российской Федерации и в других нормативных правовых актах.

  14. Динамичное развитие общественных отношений в современном России в ряде случаев обусловливает объективное отставание от него правотворчества, что приводит к возникновению ситуаций, именуемых пробелами в праве. Ученые отмечают, что в трудовом праве имеются многочисленные пробелы, и это явно нежелательно, так как вызывает много негативных последствий.
    В этой связи хотелось бы рассмотреть некоторые пробелы в действующем трудовом законодательстве РФ. Например, рассмотрим некоторые вопросы, связанные с защитой прав такой категории субъектов, как «одинокие матери». Отметим, что как отечественный законодатель (см., например, ст. 261 ТК РФ), так и в ряде случаев международные акты (Хартия социального обеспечения, принята в Гаване 15 февраля 1982 г.) достаточно часто обращаются к данному термину, активно защищая права и законные интересы указанных лиц. Вместе с тем единое легальное определение «одинокая мать» отсутствует как в российском, так и в международном праве. Попытки компенсации правового вакуума в этом направлении предпринимались на региональном уровне. Так, в Постановлении Правительства Москвы от 6 апреля 2004 г. №199-ПП «О Порядке назначения выплаты дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребенка молодым семьям» одинокая мать определяется как женщина, не состоящая в браке, в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце или такая запись произведена по ее указанию — при наличии соответствующей справки органа загса. Думается, в данном случае региональное правотворчество вряд ли допустимо, в связи с чем надлежит внести соответствующие поправки на федеральном уровне, например в ТК РФ.
    Кроме того, российскому законодателю следует наконец внести ясность и в вопрос о соотношении коллективных договоров и соглашений, которые могут действовать в отношении работников одного и того же работодателя, отрасли и т.д. Так, в научных публикациях, посвященных проблемам коллективно-договорного регулирования, неоднократно отмечалось, что основным назначением подобного регулирования является реализация принципа, согласно которому каждый последующий уровень коллективных соглашений не может ухудшать условия соглашения более высокого уровня и должен отличаться от предыдущего большей выгодой для трудящихся. Именно посредством коллективно-договорного регулирования можно повысить уровень правовой защищенности работников в различных сферах социально-трудовых отношений. Единственным пока правильным решением, частично решающим исследуемую проблему, является правило ст. 48 ТК РФ, где говорится, что, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
    Подводя итоги, отметим, что за последние годы в РФ произошли значительные преобразования, которые привели, в частности, к кардинальному обновлению трудового законодательства. В ТК РФ появились новые формы и виды защиты прав и интересов, трудовое законодательство все больше учитывает международные правовые стандарты в правовом регулировании тех или иных отношений.
    Следует внести изменения в Трудовой кодекс РФ, установив обязанность работодателя компенсировать моральный вред, причиненный нарушением любых трудовых прав работников, в том числе и нарушением имущественных прав. Реализация этого предложения представляется вполне реальной, так как имеются законы, предусматривающие возмещение морального ущерба в аналогичных случаях. Так, ст. 157 Трудового кодекса Республики Башкортостан предусматривает обязанность работодателя возмещать работнику вред, в том числе и моральный, причиненный ему в связи с исполнением трудовых обязанностей или в результате незаконного лишения возможности трудиться.
    Таким образом, как справедливо указывает Г.С. Скачкова, пробелы в трудовом праве не позволяют стабильно и всесторонне защищать права наемных работников, последовательно охранять законные интересы сторон правоотношений в сфере труда. Однако пробелы в правовом регулировании несут все же и некоторые положительные моменты. Они активно, как пишет Г.С. Скачкова, стимулируют правоприменительную практику и юридическую науку в поиске решения возникших проблем, их объяснения и разработке инвариантных путей решения, что, в свою очередь, способствует постоянному совершенствованию системы права.

  15. 2. Пробелы в трудовом законодательстве и проблемы защиты прав в сфере труда.
    Динамичное развитие общественных отношений в современном России в ряде случаев обусловливает объективное отставание от него правотворчества, что приводит к возникновению ситуаций, именуемых пробелами в праве. Ученые отмечают, что в трудовом праве имеются многочисленные пробелы, и это явно нежелательно, так как вызывает много негативных последствий.
    В этой связи хотелось бы рассмотреть некоторые пробелы в действующем трудовом законодательстве РФ. Например, рассмотрим некоторые вопросы, связанные с защитой прав такой категории субъектов, как «одинокие матери». Отметим, что как отечественный законодатель (см., например, ст. 261 ТК РФ), так и в ряде случаев международные акты (Хартия социального обеспечения, принята в Гаване 15 февраля 1982 г.) достаточно часто обращаются к данному термину, активно защищая права и законные интересы указанных лиц. Вместе с тем единое легальное определение «одинокая мать» отсутствует как в российском, так и в международном праве. Попытки компенсации правового вакуума в этом направлении предпринимались на региональном уровне. Так, в Постановлении Правительства Москвы от 6 апреля 2004 г. №199-ПП «О Порядке назначения выплаты дополнительного единовременного пособия в связи с рождением ребенка молодым семьям» одинокая мать определяется как женщина, не состоящая в браке, в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце или такая запись произведена по ее указанию — при наличии соответствующей справки органа загса. Думается, в данном случае региональное правотворчество вряд ли допустимо, в связи с чем надлежит внести соответствующие поправки на федеральном уровне, например в ТК РФ.
    Кроме того, российскому законодателю следует наконец внести ясность и в вопрос о соотношении коллективных договоров и соглашений, которые могут действовать в отношении работников одного и того же работодателя, отрасли и т.д. Так, в научных публикациях, посвященных проблемам коллективно-договорного регулирования, неоднократно отмечалось, что основным назначением подобного регулирования является реализация принципа, согласно которому каждый последующий уровень коллективных соглашений не может ухудшать условия соглашения более высокого уровня и должен отличаться от предыдущего большей выгодой для трудящихся. Именно посредством коллективно-договорного регулирования можно повысить уровень правовой защищенности работников в различных сферах социально-трудовых отношений. Единственным пока правильным решением, частично решающим исследуемую проблему, является правило ст. 48 ТК РФ, где говорится, что, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
    Подводя итоги, отметим, что за последние годы в РФ произошли значительные преобразования, которые привели, в частности, к кардинальному обновлению трудового законодательства. В ТК РФ появились новые формы и виды защиты прав и интересов, трудовое законодательство все больше учитывает международные правовые стандарты в правовом регулировании тех или иных отношений.
    Следует внести изменения в Трудовой кодекс РФ, установив обязанность работодателя компенсировать моральный вред, причиненный нарушением любых трудовых прав работников, в том числе и нарушением имущественных прав. Реализация этого предложения представляется вполне реальной, так как имеются законы, предусматривающие возмещение морального ущерба в аналогичных случаях. Так, ст. 157 Трудового кодекса Республики Башкортостан предусматривает обязанность работодателя возмещать работнику вред, в том числе и моральный, причиненный ему в связи с исполнением трудовых обязанностей или в результате незаконного лишения возможности трудиться.
    Таким образом, как справедливо указывает Г.С. Скачкова, пробелы в трудовом праве не позволяют стабильно и всесторонне защищать права наемных работников, последовательно охранять законные интересы сторон правоотношений в сфере труда. Однако пробелы в правовом регулировании несут все же и некоторые положительные моменты. Они активно, как пишет Г.С. Скачкова, стимулируют правоприменительную практику и юридическую науку в поиске решения возникших проблем, их объяснения и разработке инвариантных путей решения, что, в свою очередь, способствует постоянному совершенствованию системы права.

  16. Особенности законодательного процесса в Федеральном Собрании РФ. Участие Правительства РФ в принятии законов.
    Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона.
    Законодательная инициатива — это право уполномоченных субъектов официально поставить вопрос об издании, изменении или отмене закона. Выступление с законодательной инициативой влечет обязательное обсуждение ее в парламенте. Согласно Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Президент России, Совет Федерации в целом, отдельные члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство России, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд по вопросам их ведения.
    Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий: законодательная инициатива, подготовка законопроектов, обсуждение законопроекта, принятие закона, опубликование закона.
    Вносимые в Государственную Думу законопроекты о налогообложении, о выпуске государственных займов, изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, вносятся только при наличии заключения Правительства России, отвечающего за финансово-кредитную политику государства.
    Законодательный процесс в Российской Федерации имеет свои особенности, он урегулирован непосредственно Конституцией Российской Федерации. При этом установлен строго определенный круг субъектов законодательной инициативы. В законодательном процессе участвуют органы всех ветвей власти при ведущей роли Государственной Думы Федерального Собрания.

  17. 7.Правовое регулирование трудовых отношений: пути совершенствования.
    В науке трудового права одним из основных регуляторов отношений найма труда является трудовой договор. Субъектами трудового договора (контракта) являются работник и работодатель.
    Работник – физическое лицо. Для вступления в трудовые отношения он должен
    обладать правосубъектностью, то есть способностью иметь и лично осуществлять
    трудовые права и обязанности, а также нести юридическую правовую
    ответственность -–быть деликтоспособным.
    Трудовой договор рассматривается как соглашение работника с работодателем о труде на данном предприятии и как важнейший институт трудового права, определяющий нормы трудового договора : его заключение, изменение и прекращение.
    Обязательная письменная форма контракта способствует расширению возможностей индивидуального регулирования. Так, помимо необходимых условий в трудовой договор (контракт) может быть внесено множество условий, персонифицирующих труд данного лица. Это могут быть условия, уточняющие оплату труда, договоренность о работе с неполным рабочим днем (неделей), о совмещении профессий, совместительстве, особом режиме рабочего времени, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и другие условия.
    Условия трудового договора (контракта) должны соответствовать основным требованиям законодательных и иных нормативных актов об охране труда. В трудовом договоре указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы, работы с вредными условиями труда.
    Вступая в трудовые отношения, работник приобретает комплекс прав: право на признание и обеспечение приоритета его жизни и здоровья, по отношению к производственной деятельности предприятия; на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
    Закон запрещает необоснованный отказ в приеме на работу. Необоснованными признаются все обстоятельства, не связанные с деловыми качествами работника, в том числе пол, раса, национальность, язык, социальное происхождение.
    Таким образом, трудовой договор играет значительную роль в системе права не только как регулятор трудовых отношений, но и как средство реализации права на труд, как юридический факт трудовых правоотношений, и как фактор, способствующий развитию демократической системы отношений.

  18. 7)Политические права и свободы, проблемы их реализации.

    1. Свобода мысли и слова. Свобода мысли — это свобода каждого человека от любого политического или идеологического контроля, когда он сам определяет систему своих духовных ценностей, верований и т. д. Свобода слова представляет собой право каждого свободно выражать свои мысли перед другими как индивидуально, непосредственно, так и в средствах массовой информации. Статья 29.
    Как и все другие права свобода мысли и слова ограничивается правами и законными интересами других лиц, а также ограничениями законодательного характера. Уже в самом тексте ст. 29 Конституции РФ содержатся ограничения. В ней подчеркивается, что «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».Данное право является одним из важнейших политических прав человека и гражданина, так как позволяет ему активно участвовать в общественной жизни, в управлении государством, реализовать свои интересы и потребности, защищать свои права и свободы. Это право широко используется гражданами.

  19. 14 Роль трудового договора в регулировании трудовых отношений на современном этапе.
    Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
    В системе регулирования трудовых отношений значительное место занимает договорное регулирование, что предопределяет важную роль трудового договора. Практическое значение трудового договора для каждого работника состоит в том, что договором определяются условия работы на конкретном рабочем месте. В современных условиях формирования рынка труда значение трудового договора возрастает. Для того чтобы иметь возможность в полной мере реализовать свое право на труд, каждый должен четко понимать, что представляет собой трудовой договор.
    Как правильно отмечала В.Н. Толкунова, трудовой договор имеет как народнохозяйственное, так и социальное, и правовое значение. Народнохозяйственное, производственное значение состоит в том, что он является основной формой привлечения, распределения, перераспределения, закрепления и рационального использования рабочей силы, трудовых ресурсов страны. Он закрепляет работников за определенными предприятиями, территориями страны, отраслями народного хозяйства.
    Социальное значение трудового договора в том, что путем его заключения реализуется право на труд и обеспечение занятости, а также свобода труда. Правовое же значение трудового договора определяется тем, что он является основанием возникновения и действия во времени трудового правоотношения работника. Трудовой договор в России является основным институтом трудового права. Он юридически оформляет вступление работника в трудовое отношение, детализирует и конкретизирует взаимоотношения работника и работодателя. Легальное понятие трудового договора дано в статье 56 Трудового кодекса РФ.

  20. 2 Конституционно-правовая ответственность. Особенности и механизмы реализации.Конституционно-правовая ответственность является институтом отрасли конституционного права, выполняющим охранительную функцию, направленную на обеспечение соблюдения конституционных норм. Конституционно-правовая ответственность впервые появилась не в правовых актах, а в научных исследованиях, причем по сравнению с другими видами юридической ответственности относительно недавно.
    Конституционно-правовая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, осуществление мер которой в виде различного рода неблагоприятных последствий для субъектов не только устанавливается конституционно-правовыми нормами, но и направлено, прежде всего, на защиту конституционно-правовых отношений. Ее конституционное и законодательное признание и установление как одного из видов юридической ответственности будет повышать эффективность конституционно-правовых норм, усиливать их влияние на общественно-политическую практику, т.е. способствовать решению одной из самых актуальных проблем конституционного права.
    Таким образом, конституционно-правовая ответственность – это закрепленная конституционно-правовыми нормами обязанность субъекта конституционно-правовых отношений отвечать за несоответствие своего юридически значимого поведения тому, которое предписано ему этими нормами, обеспечиваемая возможностью применения уполномоченной инстанцией мер государственного или приравненного к нему общественного воздействия.
    Поскольку в России нет прямого конституционного и законодательного указания на конституционно-правовую ответственность, исключительную важность в ее развитии приобретают правовые позиции Конституционного Суда РФ, который в отличие от законодателя использует термин «конституционно-правовая ответственность» и признает наличие ее мер в федеральных законах
    Отрицать то, что конституционное право редко закрепляет санкции в качестве структурного элемента своих норм, невозможно. Однако это следует считать скорее несовершенством законодательной политики и техники, чем непреодолимой закономерностью и уникальностью метода конституционно-правового регулирования.
    В отечественной юридической литературе поднят вопрос о необходимости специального закона о конституционно-правовой ответственности. Предлагается принять либо единый «своеобразный конституционный кодекс», либо специальные федеральные законы, посвященные конституционно-правовой ответственности в отдельных сферах. Предполагаемая цель всех этих актов – конкретизировать конституционные нормы по аналогии с тем, как это делается по отношению к другим видам юридической ответственности.
    В России осознание проблем конституционно-правовой ответственности и необходимости их решения должно привести к дальнейшему развитию институтов, способствующих реализации Конституции Российской Федерации.

  21. Койбагарова Зарина 17экон(ба)-3
    10) Нормативные правовые акты работодателя, содержащие нормы трудового права.
    Нормативный правовой акт всегда содержит правило должного поведения (норму) участников совместного труда. Эта норма рассчитана на неоднократное применение и на неопределенный круг лиц, которые окажутся субъектами регулируемых социально-трудовых отношений.
    Нормативный правовой акт — это разновидность правового акта. Правовым актом, т. е. актом, обязательным для исполнения субъектами трудового права, на которых он рассчитан, могут быть индивидуальные акты — акты применения норм трудового права, соглашения сторон социально-трудовых отношений. Так, по соглашению работодателя и трудового коллектива может быть разработан и принят коллективный договор. Статья 40 ТК РФ определяет коллективный договор как правовой, а не нормативный правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Такой правовой акт может содержать нормы трудового права, например формы, системы оплаты труда в организации; пособия и компенсации и другие нормы, установленные по соглашению сторон (ст. 41 ТКРФ).
    Особенности нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
    Нормативные правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения, имеют свою специфику.
    Во-первых, в разработке, принятии и применении нормативных правовых актов о труде участвуют профессиональные союзы.
    Так, согласно ТК РФ нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, принимаются объединениями работодателей и профессиональными союзами совместно (ст. 45), работодателем и трудовым коллективом в лице их представителей (ст. 40), работодателем с учетом мнения выборного представительного органа трудового коллектива (ч. 2 ст. 8), работодателем по согласованию с профсоюзным органом («представительным органом работников» — ч. 3 ст. 8).
    В отдельных организациях возможно (если это установлено коллективным договором) совместное принятие нормативных правовых актов работодателем и трудовым коллективом, его выборным представительным органом — профкомом.
    Во-вторых, для трудового права всегда было характерно принятие нормативных правовых актов государственным специализированным функциональным органом управления, занимающимся вопросами труда и заработной платы. Такой орган в разные этапы развития государства именовался по-разному: Народный комиссариат труда СССР, народные комиссариаты труда союзных республик, Государственный комитет по вопросам труда и заработной платы. Министерство труда и занятости РФ, Министерство труда и социального развития РФ. В настоящее время функции этого органа несколько расширены. Им принимаются нормативные правовые акты не только в области труда и заработной платы, но и в области здравоохранения и социального обеспечения граждан. В литературе и на заседаниях Государственной Думы РФ обсуждается необходимость создания министерства труда РФ — органа, который занимался бы нормотворчеством исключительно в сфере груда. Ежемесячно Министерство здравоохранения и социального развития РФ издает специальный журнал — «Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации», в котором публикуются принятые им нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
    В-третьих, значительное место среди трудового законодательства занимают локальные нормативные правовые акты, которые принимаются и действуют в отдельных организациях. Среди них особое место занимают документы техпроцесса.
    В-четвертых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, различаются как общие и специальные, т. е. распространяющие свое действие на всех работников или определенные их категории (женщины; несовершеннолетние работники; инвалиды; лица, работающие в отдельных отраслях хозяйства (железнодорожном, автомобильном транспорте и т. п.)).

  22. Бровина.17Экон(ба)-3. 23 Право работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы и его обеспечения.
    Несвоевременная и не в полном размере оплата труда работников — грубое нарушение работодателем не только основополагающих норм Трудового кодекса РФ (ст. ст. 2, 21, 22), но и обязательного условия трудового договора (ст. ст. 56 и 57 ТК РФ).

    Уголовный кодекс РФ содержит нормы, предусматривающие ответственность руководителя за преднамеренную невыплату заработной платы (ст. 145.1).

    В статье 145.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за частичную невыплату свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, за которое установлено наказание: штраф в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительные работами на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до одного года (ч. 1).

    Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч. 2).

    Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового (ч. 3).

    Трудовым кодексом РФ введены такие рычаги воздействия на работодателя, которые соответствуют рыночному характеру трудовых отношений, в частности материальная ответственность за задержку заработной платы, а также иных выплат, причитающихся работнику (ст. 236 ТК РФ).

    Согласно статье 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

    В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

    За несвоевременную выплату или выплату заработной платы не в полном размере установлена административная ответственность.

    В силу части 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

    В целях восстановления нарушенных прав граждане имеют право обратиться с заявлением в прокуратуру района , в также в суд о взыскании задолженности по заработной плате и денежной компенсации за задержку заработной платы.

  23. 18. Гражданско-правовой и трудовой договоры: вопросы правовой квалификации и переквалификации.
    Согласно юридической терминологии, договор гражданско-правового характера представляет собой соглашение между физическим лицом или группой лиц и юридическим лицом. Оно направлено на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Предмет основной правовой договоренности – выполнение работы, результат оформляется актом приема-сдачи, сторонами являются сотрудник и работодатель, применяются нормы Гражданского кодекса.
    В отличие от правовых норм трудового соглашения, заключение гражданско-правового не всегда приветствуется исполнителем, потому что он ограничен в правах.
    От трудового соглашения он отличается существенными факторами, такими как: оплата по соглашению, а не дважды в месяц; отсутствие оплачиваемого отпуска, оплаты командировочных расходов, выходного пособия, больничных, возмещения расходов при использовании личного имущества работника; отсутствие подчинения со стороны исполнителя правилам внутреннего трудового распорядка, должностным инструкциям; исполнитель подчиняется заказчику, осуществляет трудовые функции; стороны обязаны заключить договоренность на строго ограниченный срок; ориентация на получение конкретного результата, для работодателя же данный документ является возможностью сократить траты на обслуживание рабочего места.
    Важными вопросами в ГПД являются правовая квалификация и переквалификация.
    Раньше переквалификация гражданско-правового договора в трудовой, согласно части 4 статьи 11 ТК РФ была возможна только по решению суда. На сегодняшний день, усилены нормы трудового права, согласно которым расширены пути переквалификации. В случае переквалификации компания понесет реальные финансовые риски.
    Законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ в Трудовой кодекс введена новая статья 19.1,
    согласно которой:
    — переквалификация возможна на уровне заказчика по договору на основании
    письменного заявления физ.лица-исполнителя и (или) не обжалованного в суде предписания
    гос.инспектора труда;
    — переквалификация возможна в суде по обращению физ.лица-исполнителя либо на
    основании материалов, направленных гос.инспекцией труда или иными уполномоченными
    органами (лицами);
    — переквалифицировать гражданско-правовые отношения в трудовые, когда такие
    отношения уже прекращены, можно только в судебном порядке.
    Таким образом, ранее упомянутые вопросы, несмотря на увеличение путей переквалификации, на сегодняшний день остаются «малорешенными»,поскольку часто возникающие споры в таких делах трактуются в пользу трудовых, а не гражданско-правовых отношений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*