Нормативно-законодательное обеспечение дополнительного образования детей, подростков и молодёжи в сфере культуры и искусства

Болмосова Е. В. — студентка гр.15 ПрофО(ба)ППД ФГСН ФГБОУ ВПО
«Оренбургский государственный университет» г. Оренбург, Россия;
Приказчикова О. В. — научный руководитель, к ист. н., старший преподаватель
кафедры общих правовых дисциплин и политологии, ФГСН ФГБОУ ВПО
«Оренбургский государственный университет» г. Оренбург, Россия

Актуальность темы. Обусловленные внесением изменений в законодательство Российской Федерации, сложившаяся в последнее десятилетие ситуация в области образования в сфере культуры и искусства характеризуется комплексом системных проблем. С одной стороны, остро встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. С другой стороны, в процессе адаптации российского образования к международным тенденциям развития образования, в том числе в рамках Болонского процесса вопросы обеспечения гарантированного сохранения лучших отечественных традиций образования в сфере культуры и искусства становятся очень актуальными.

Объектом исследования является государственно-правовой механизм сохранения и развития сложившейся в России уникальной системы образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, в частности детских школ искусств (по видам искусств).

Предмет исследования — процесс создания условий для получения художественного образования и приобщения к искусству и культуре всех групп населения, в особенности детей, подростков и молодежи.

Хронологические рамки определяются 2015 годом, то есть заключительным годом выполнения «Плана мероприятий по реализации концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 — 2015 годы».

Цель исследования: рассмотреть внесение изменений в федеральные законы и нормативные правовые акты в части уточнения специфики образования в сфере культуры и искусства.

Метод исследования: систематизация и обобщение материала, анализ нормативно-правовой базы развития дополнительного образования в сфере культуры и искусства и синтез информации. Изучение общественного мнения на базе НИНАООМ «Фокус-групп».

Вывод: Определив предмет, хронологические рамки, цели и методы исследования нами были сформулированы вопросы для независимого опроса общественного мнения на тему «Нормативно-законодательное обеспечение дополнительного образования детей, подростков и молодёжи в сфере культуры и искусства».

Предлагаем вам принять участие в проводимом исследовании.
Благодарим за сотрудничество.

Какие, по вашему мнению задачи в первую очередь должно решать дополнительное образование в сфере культуры и искусства
  • выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также создание условий для их образования и творческого развития 22%, 151 ответ
    151 ответ 22%
    151 ответ - 22% из всех голосов
  • эстетическое воспитание подрастающего поколения и подготовленной, заинтересованной аудитории слушателей и зрителей 20%, 142 ответа
    142 ответа 20%
    142 ответа - 20% из всех голосов
  • подготовка творческих и педагогических кадров, а так же сохранение традиций российского образования в сфере культуры и искусства 20%, 140 ответов
    140 ответов 20%
    140 ответов - 20% из всех голосов
  • реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения и морали, как личности, так и общества 20%, 139 ответов
    139 ответов 20%
    139 ответов - 20% из всех голосов
  • приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной культуры 19%, 130 ответов
    130 ответов 19%
    130 ответов - 19% из всех голосов
Всего ответов: 702
Голосовало: 0
19 ноября 2015 - 10 декабря 2015
Опрос закрыт
Каким из видов дополнительного образования в сфере культуры и искусства Вы занимались в детстве
  • в области хореографического искусства 29%, 171 ответ
    171 ответ 29%
    171 ответ - 29% из всех голосов
  • в области музыкального искусства 26%, 153 ответа
    153 ответа 26%
    153 ответа - 26% из всех голосов
  • в области изобразительного искусства 22%, 129 ответов
    129 ответов 22%
    129 ответов - 22% из всех голосов
  • никаким видом я не занимался 19%, 113 ответов
    113 ответов 19%
    113 ответов - 19% из всех голосов
  • в области циркового искусства 2%, 14 ответов
    14 ответов 2%
    14 ответов - 2% из всех голосов
Всего ответов: 580
Голосовало: 0
19 ноября 2015 - 10 декабря 2015
Опрос закрыт
Какие из видов образовательных организаций, по вашему мнению, решают задачи ранней профессионализации в сфере культуры и искусства
  • детские школы искусств (по видам искусств), функционирующие сегодня в рамках дополнительного образования детей 40%, 79 ответов
    79 ответов 40%
    79 ответов - 40% из всех голосов
  • вид дополнительного образования в сфере культуры и искусства определяется желанием и возможностями родителей ребёнка 22%, 44 ответа
    44 ответа 22%
    44 ответа - 22% из всех голосов
  • СПО - хореографические, цирковые училища и специальные музыкальные и художественные школы (колледжи) 20%, 40 ответов
    40 ответов 20%
    40 ответов - 20% из всех голосов
  • образовательные организации основного общего и среднего (полного) общего образования 19%, 37 ответов
    37 ответов 19%
    37 ответов - 19% из всех голосов
Всего ответов: 200
19 ноября 2015 - 10 декабря 2015
Опрос закрыт
Какие обстоятельства, по вашему мнению, в большей степени влияют на выбор направления дополнительного образования в сфере культуры и искусства
  • доступное место нахождения организаций дополнительного образования в сфере культуры и искусства (например, рядом с домом, с основной школой и т.п.) 41%, 81 ответ
    81 ответ 41%
    81 ответ - 41% из всех голосов
  • были бы у родителей деньги, для оплаты дополнительного образования ребёнка в сфере культуры и искусства, а остальное всё пустяки 33%, 66 ответов
    66 ответов 33%
    66 ответов - 33% из всех голосов
  • все равно, где находятся организации дополнительного образования в сфере культуры и искусства (например, кому надо приедет и на другой конец города; родители будут возить ребёнка и т. п.) 27%, 53 ответа
    53 ответа 27%
    53 ответа - 27% из всех голосов
Всего ответов: 200
19 ноября 2015 - 10 декабря 2015
Опрос закрыт
Сколько видов дополнительного образования должен посещать ребенок?
  • по желанию ребёнок может несколькими видами дополнительного образования в сфере культуры и искусства 38%, 75 ответов
    75 ответов 38%
    75 ответов - 38% из всех голосов
  • ребёнок должен заниматься разносторонними направлениями дополнительного образования 26%, 51 ответ
    51 ответ 26%
    51 ответ - 26% из всех голосов
  • важнее развивать детско-юношеский, школьный, студенческий и массовый спорт 20%, 40 ответов
    40 ответов 20%
    40 ответов - 20% из всех голосов
  • ребенку вообще не нужно получать дополнительное образование в сфере культуры и искусства, достаточно основного общего и среднего (полного) общего образования 17%, 34 ответа
    34 ответа 17%
    34 ответа - 17% из всех голосов
Всего ответов: 200
19 ноября 2015 - 10 декабря 2015
Опрос закрыт

  1. После принятия Советом народных комиссаров РСФСР постановления от 26 декабря 1932 года «О мероприятиях по развёртыванию внешкольной работы среди детей в 1933 г.», начался настоящий бум открытия новых детских внешкольных учреждений, в том числе домов и дворцов пионеров и школьников.

    К 1957 году в СССР было построено 2153 дворца и дома пионеров.

    К концу 1980-х годов в СССР работало свыше 3800 дворцов и домов пионеров. На базе дворцов пионеров работали детские кружки, клубы и творческие коллективы, действовала методическая служба пионерской организации.

    В 1991 году, после распада СССР и запрета КПСС, «Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина» была распущена. Её имущество конфисковано и преобразовано в учреждения дополнительного образования детей с новым названием «Центры (Дворцы) детского и юношеского творчества».

  2. Я считаю, что дополнительное образование в сфере культуры и искусства играет положительную роль в развитии личности ребенка и формировании его эстетических качеств, широкого кругозора и достойного уровеня образования.

  3. Я считаю, что для развития дополнительного образования детей в первую очередь его нужно сделать бесплатным и доступным для всех слоев общества. Многие просто не могут себе позволить оплачивать различные секции и кружки, хотя их дети имеют огромное желание чем-либо заниматься. В то же время я считаю, что насильно заставлять детей ходить на какие-то секции или кружки не правильно, ребенок сам должен выбрать, чем он хочет заниматься и что ему по душе.

  4. Безусловно, дополнительное образование детей может сыграть положительную руль в их развитии и дальнейшей жизни, так как развитие творческого мышления может благоприятно сказаться на успехах по основным предметам, так и стать будущей профессии ребенка. Именно по этому дополнительное образование в стране должно быть максимально доступным для всех слоев населения. Доступным не только в финансовом плане, но и в плане наличия музыкальных, художественных, хореографических школ в всех городах. Любой ребенок должен иметь выбор и заниматься любимым делом вне зависимости от его предпочтений. Вывод: дополнительное образование нуждается в полном государственном финансировании и поддержке частных предпринимателей, занимающихся, данной отраслью.

    • На сегодняшний день наблюдается тенденция в массовом посещении детьми различных школ, студий, которые обеспечивают дополнительную подготовку ребенка в этой области. Каждый заботливый родитель хочет воспитать в своем ребенке мыслящего человека с широким кругозором, который на различные ситуации будет смотреть не однобоко, а с разных точек зрения, именно поэтому он стремится дать своему ребенку достойный уровень образования.

  5. Дополнительное образование детей, которое реализуется в кружках, творческих студиях, секциях, а также в общеобразовательных школах традиционно находится в ведении Минобрнауки России, поскольку целью данного образования является общеэстетическое развитие подрастающего поколения.Учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии склонностей и способностей,социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это и подтверждает востребованность такой формы образования в обществе.

  6. Дополнительное образование играет очень важную роль! Но оно становится менее доступным.. Не каждый его может себе позволить. Я считаю что дополнительное образование в России должно быть бесплатным!!

  7. По моему мнению, дополнительное образование в сфере культуры и искусства необходимо для детей и современной молодежи. Человек должен всесторонне развиваться, а не просто ходить в школу(колледж) и получать общее образование. В школе были такие предметы как изобразительное искусство и музыка. Мне кажется, что эти предметы нужны были не просто для поверхностного изучения, а для того чтобы подросток понял, нужно ему это или нет. Ведь в будущем он мог бы стать хорошим художником или музыкантом. В школе эти предметы могут сыграть важную роль в жизни подростка. Также, различные секции и кружки помогают ему подготовиться к профессии, которую он выбрал(разумеется, если она связана с искусством).

  8. В настоящее время выдвигается идея превращения российского образования в важнейший фактор обеспечения растущей конкурентоспособности России. Но ведь, Россия всегда гордилась своими музыкантами, балетом, художниками и представителями других искусств. По моему мнению, в настоящее время в этом большая заслуга дополнительного образования детей.

  9. Нужно чтобы дети развивались, ибо потеряем великие умы, потеряем художников, и весь мир станет черно-белым. Нужно открывать возможности людей с детства.

  10. Я считаю, что дополнительное образование в сфере культуры и искусства играет положительную роль в развитии личности ребенка и формировании его эстетических качеств, широкого кругозора и достойного уровеня образования.
    Человек должен всесторонне развиваться, а не просто ходить в школу(колледж) и получать общее образование. В школе были такие предметы как изобразительное искусство и музыка. Мне кажется, что эти предметы нужны были не просто для поверхностного изучения, а для того чтобы подросток понял, нужно ему это или нет. Ведь в будущем он мог бы стать хорошим художником или музыкантом.

  11. Несомненно, дополнительное образование просто необходимо для детей и подростков. Во-первых, это всесторонне развивает ребенка. Во-вторых, дополнительно образование — это «лекарство от скуки». Ведь так много детей сейчас играют только с компьютерами, которые не помогают развиваться, а скорее наоборот… Но в наше время дополнительно образование для многих — это непозволительная роскошь. Сегодня заниматься во многих кружках, школах и секциях очень дорого и не каждая семья может это позволить. Я считаю, что необходимо сделать дополнительное образование более доступным. Российское законодательство о дополнительном образовании гласит, что «обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, а также иные лица в возрасте до 18 лет имеют право на получение бесплатного дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Порядок и условия реализации этого положения устанавливаются Правительством РФ». Но, к сожалению, таких бесплатных организаций мало. Я думаю, что государственную и муниципальную поддержку организаций дополнительного образования стоит увеличивать.

  12. На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности,ребенок должен как и отдыхать так и получать знания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*