Нормативно-законодательные вопросы введения ФГОС в российскую образовательную систему

Приказчикова Ольга  Владимировна, канд. ист. наук, Оренбургский государственный  университет,
РФ, г. Оренбург

Михайлова Алёна Владимировна, студентка, Оренбургский государственный  университет, РФ, г. Оренбург
Подковалихин Вячеслав Владимирович, студент, Оренбургский государственный  университет, РФ, г. Оренбург

На современном этапе экономического, политического и социального развития, нашей стране актуальной проблемой профессионального российского образования является качество подготовки квалифицированных специалистов. Для повышения качества подготовки квалифицированных специалистов были введены федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (далее ФГОС).

Цель модернизации образования заключается в создании устойчивого механизма развития системы образования в соответствии с направлениями национальной инициативы, которая обеспечивает преемственность основных направлений программы реализации национального проекта «Образование».

Существуют внешние и внутренние факторы, обуславливающие необходимость введения ФГОС.

К внешним факторам относятся рекомендации Болонского процесса и участие России в построении единого общеевропейского образовательного пространства. Подписание Россией в 2003 г. Болонской декларации (1999 г.) определило задачи по интеграции нашей страны в систему образования европейских государств. Вот уже, более десяти лет нас убеждают в том, что образование призвано выступить мощным фактором сближения национальных государств и формирования, транснациональных общественно-государственных систем. Вступление России в Болонский процесс является одним из элементов глобального влияния на внутреннюю политику нашего государства и одновременно фактором трансформации системы российского образования [1, с.77].

К внутренним факторам относятся государственные интересы России, заключающиеся в построении системы профессионального образования, отвечающего всем требованиям современного общества. Конституция РФ (1993) гарантирует общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые [2, с. 1732].

Данный конституционный принцип нашел свое отражение и в действующем Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года [3].

Таблица 1

Федеральные государственные образовательные стандарты

общего образования [4]

Уровни общего образованияНормативный правовой акт,

утвердивший стандарт

Дошкольное образованиеПриказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155
Начальное общее образование (1-4 кл.)Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373
Основное общее образование (5-9 кл.)Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897
Среднее (полное) общее образование

(10 -11 кл.)

Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. №  413

Отсутствие полноценного ФГОС усугубляет отставание дошкольного образования в ряду других образовательных систем общей системы непрерывного российского образования. Родители, воспитатели, учителя начальной школы выдвигают разные требования к дошкольному образованию.

Требования к воспитателям детских учреждений, которые прописаны в ФГОС дошкольного образования, представляют собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию [5]     .

Необходимо также отметить, что новый стандарт направлен на снижение образовательной нагрузки на детей. В нем предусмотрен индивидуальный подход к каждому ребенку. Другими словами, детей не будут подгонять под одни требования. Надеемся, что введение ФГОС позволит дошкольному образованию достойно занять первую, самую важную ступень в общей системе непрерывного образования России.

Переход на новый ФГОС начального общего образования, стал одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Именно этот документ ориентирует современную образовательную политику на обновление.

Процессе введения и реализации ФГОС основного общего образования у практикующих учителей и администрации образовательных организаций возникает чувство недоверия к новому стандарту, поскольку работники системы образования не всегда понимают актуальность стандарта второго поколения.

Недоверие работников образования вполне понятно. По мере освоения стандартов второго поколения в образовательной информационной среде появляется немало новых терминов и понятий – основная образовательная программа, планируемые результаты, универсальные учебные действия, проект, проектная деятельность, портфолио, технологическая карта, рефлексия и другие. Данные нововведения, безусловно, пугают педагогическую общественность.

Главная мысль стандарта быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда [6]   . Эта мысль весьма актуальна. Образование старого формата во многом было нацелено на формирование предметных знаний, умений и навыков. Горькая правда заключается еще и в том, что 95 % всего материала, который дают ребенку в процессе обучения в школе, совершенно не применима в жизни.

В связи с этим, многие знания будут забыты, ведь они потеряют актуальность. Ситуация отягчается еще и тем, что важные знания, умения, навыки для жизни ребенок получает не в процессе обучения, которому посвящает более 60 % своего времени, а на переменах, на улице, в семье и т.д. Однако ребенок не всегда получает положительный опыт, если речь идет о неблагополучных районах города, неблагополучных компаниях, неблагополучных семьях.

С введение ФГОС СПО появилось новое понятие в системе образования: компетентность. Таким образом, средние профессиональные учебные заведения должны учитывать изменения особенностей бытия, труда и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности, прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции. Однако подготовка квалифицированного специалиста затруднена по ряду причин, одной из которых является разрыв между теорией и практикой (опытом). Другой немаловажной причиной является быстрая информатизация общества, и уже даже совсем новые, только что выпущенные учебники не поспевают за актуальным на данный момент материалом и уходят на второй план.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что изменения, происходящие сегодня в образовании, вынуждают педагогов вновь задуматься над вопросом «чему и как учить?», а также искать все новые подходы, методы и приемы достижения поставленной стандартами образования цели. При этом необходимо отметить, что главная задача современной политики образования в РФ — это обеспечение современного качества образования на основе хранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, государства и общества.

 Список литературы 

  • Приказчикова О.В. Правовые и государственные проблемы формирования стратегии модернизации современного российского образования. // Современные тенденции в науке и образованииСборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 6 частях. ООО «Ар-Консалт». 2014. С. 77-82.
  • Приказчикова О.В. Государственно-правовые гарантии предоставления общедоступного и бесплатного образования: история и современное состояние // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). 2015. С. 1732-1739.
  • Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  • Справочная информация: «Федеральные государственные образовательные стандарты» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897. // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*