Правовой статус мигрантов как субъектов гражданского и предпринимательского права Российской Федерации

Белашова В.В. – студентка гр.13ГиМУ(бп)МУ ФЭУ ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург, Россия;

Приказчикова О.В. – научный руководитель, к. ист. н., старший преподаватель кафедры общих правовых дисциплин и политологии, ФГСН ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург, Россия

Актуальность темы. Вопросы формирования эффективной миграционной политики для России в настоящее время очень актуальны. В современной России этнический бизнес постепенно заполнил целые сферы российской экономики, повлияв на определенные изменения социально-экономической жизни российского общества.

Мигранты все активнее проявляют себя не только в качестве наемной рабочей силы на стройках, но и как предприниматели, причем весьма успешные, за короткие сроки, создающие эффективно действующие фирмы и предприятия. Увеличение количества инонациональных мигрантов на территории российского государства способствует и дальнейшему росту этнического бизнеса, который составляет серьезную конкуренцию, постепенно подминает под себя целые сферы экономической деятельности и вытесняет из них представителей коренного населения. В связи с этим нами были определены цели исследования.

Цели исследования. Представляется актуальным рассмотреть мигрантов, как субъектов российского гражданского и предпринимательского отраслей права и провести анализ законодательного регулирования предпринимательской деятельности мигрантов (иностранных граждан и лиц без гражданства) и выявить социально-экономические проблемы конкуренции российских предпринимателей с нелегальным этническим бизнесом.

Объектом исследования являются правовые основы предпринимательской деятельности мигрантов (иностранных граждан и лиц без гражданства) являющихся субъектами российского гражданского права.

Предмет исследования и территориальные рамки. Особенности механизма осуществления предпринимательской деятельности мигрантов (иностранных граждан и лиц без гражданства) на территории Российской Федерации и Оренбургской области.

Хронологические рамки исследования охватывают период 2014-2015 гг., то есть период внесения и апробации законодательных изменений в федеральные законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 28.11.2015 г.), «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ (в ред. от 28.11.2015 г.) и другие подзаконные нормативные акты.

Метод исследования: систематизация и анализ особенностей нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности мигрантов (иностранных граждан и лиц без гражданства), обобщение материала и информации. Изучение общественного мнения на базе НИНАООМ «Фокус-групп».

Вывод. Определив актуальность и цели, объект и предмет, территориальные и хронологические рамки, нами были определены методы и сформулированы вопросы для независимого опроса общественного мнения на тему «Правовой статус мигрантов как субъектов гражданского права Российской Федерации».

Предлагаем Вам принять участие в проводимом исследовании.

Благодарим за сотрудничество.

Какие требования, по вашему мнению, следует применять к предпринимательской деятельности мигрантов в России?
  • они должны получить разрешение на временное проживание с правом на занятие предпринимательской деятельностью 29%, 57 ответов
    57 ответов 29%
    57 ответов - 29% из всех голосов
  • мне все равно, лишь бы товар, работа или услуга были качественными 25%, 49 ответов
    49 ответов 25%
    49 ответов - 25% из всех голосов
  • предпринимательская деятельность иностранцев, не должна составлять конкуренцию российским производителям товаров работ и услуг 24%, 48 ответов
    48 ответов 24%
    48 ответов - 24% из всех голосов
  • следует вводить ограничения в отношении предпринимательской деятельности мигрантов в здравоохранении, образовании и других социальных сферах 23%, 46 ответов
    46 ответов 23%
    46 ответов - 23% из всех голосов
Всего ответов: 200
8 декабря 2015 - 10 декабря 2015
Опрос закрыт
Как, по Вашему мнению, предпринимательство мигрантов влияет на формирование и состояние российского бизнеса?
  • создает недобросовестную конкуренцию и потребитель приобретает товары, работы и услуги низкого качества 39%, 78 ответов
    78 ответов 39%
    78 ответов - 39% из всех голосов
  • нелегальное предпринимательство мигрантов наносит ущерб российской экономике 36%, 72 ответа
    72 ответа 36%
    72 ответа - 36% из всех голосов
  • предпринимательская деятельность мигрантов никак не влияет на положение российских предпринимателей и потребителей 14%, 27 ответов
    27 ответов 14%
    27 ответов - 14% из всех голосов
  • не создает конкуренцию российским предпринимателям и удовлетворяет требования российского потребителя 12%, 23 ответа
    23 ответа 12%
    23 ответа - 12% из всех голосов
Всего ответов: 200
Голосовало: 0
8 декабря 2015 - 10 декабря 2015
Опрос закрыт
Какие органы, по вашему мнению, компетентны, разрешать мигрантам предпринимательскую деятельность?
  • Федеральная миграционная служба, выдающая патент для мигрантов на срок от 1 до 3 месяцев 28%, 55 ответов
    55 ответов 28%
    55 ответов - 28% из всех голосов
  • государственные налоговые органы Российской Федерации 20%, 40 ответов
    40 ответов 20%
    40 ответов - 20% из всех голосов
  • компетентные муниципальные органы власти 18%, 36 ответов
    36 ответов 18%
    36 ответов - 18% из всех голосов
  • компетентные международные организации 18%, 35 ответов
    35 ответов 18%
    35 ответов - 18% из всех голосов
  • компетентные региональные органы власти 17%, 34 ответа
    34 ответа 17%
    34 ответа - 17% из всех голосов
Всего ответов: 200
8 декабря 2015 - 10 декабря 2015
Опрос закрыт
Сталкивались ли Вы с мигрантами-предпринимателями?
  • да, я часто приобретаю у них товары первой необходимости 34%, 67 ответов
    67 ответов 34%
    67 ответов - 34% из всех голосов
  • да, я слышал о предпринимательстве мигрантов в России из СМИ 28%, 56 ответов
    56 ответов 28%
    56 ответов - 28% из всех голосов
  • да, мои друзья и знакомые постоянно приобретают у них товары первой необходимости 23%, 46 ответов
    46 ответов 23%
    46 ответов - 23% из всех голосов
  • нет, я никогда не слышал о предпринимателях-мигрантах 16%, 31 ответ
    31 ответ 16%
    31 ответ - 16% из всех голосов
Всего ответов: 200
8 декабря 2015 - 10 декабря 2015
Опрос закрыт
В каких сферах, по вашему мнению, у предпринимателей-мигрантов чаще всего возникают трудности?
  • с органами правопорядка: полиция, пожарная инспекция, Роспотребнадзор 33%, 179 ответов
    179 ответов 33%
    179 ответов - 33% из всех голосов
  • проблемы социального обеспечение, здравоохранения и образования 27%, 145 ответов
    145 ответов 27%
    145 ответов - 27% из всех голосов
  • умение разговаривать и писать на русском языке 20%, 112 ответов
    112 ответов 20%
    112 ответов - 20% из всех голосов
  • жилищные транспортные и т.п. проблемы 16%, 87 ответов
    87 ответов 16%
    87 ответов - 16% из всех голосов
  • у мигрантов-предпринимателей нет никаких проблем, были бы проблемы, уехали 4%, 24 ответа
    24 ответа 4%
    24 ответа - 4% из всех голосов
Всего ответов: 547
Голосовало: 0
8 декабря 2015 - 10 декабря 2015
Опрос закрыт

  1. Я согласна с мнением автора, увеличение количества инновационных мигрантов действительно способствует развитию этнического бизнеса, но это влияет на уровень безработицы в стране, отечественный производитель постепенно исчезает с рынка труда, а также услуг. На мой взгляд, нужно проводить активную политику протекционизма , поднимать уровень производительности ,а с тем и качество производства. Защита отечественного производителя, во-первых, помогает увеличить бюджет страны, а во-вторых ,увеличить занятость населения ,но это невозможно в условиях развития иностранного бизнеса на территории страны. Но рассматривая это с другой стороны, можно отметить, что высокая конкуренция выдвигаемая иностранными производителями способствует улучшению качество производимого товара у отечественного производителя.

  2. Я считаю, что тут скорее больше отрицательных моментов, нежели положительных. Китайские товары заполонили российский (да и мировой рынок) несмотря на низкое качество. Если сравнить некоторые товары, ввозимые в Россию мигрантами-предпринимателями и товары отечественного производителя, то можно сделать вывод, что российские товары по качеству гораздо лучше. В условиях систематических экономических кризисов и финансовой нестабильности не все люди могут себе позволить купить товар отечественного производства. Китайские товары по цене гораздо дешевле, поэтому и спрос на них гораздо больше.

  3. Развитие этнического предпринимательства на территории Российской Федерации имеет как позитивное, так и негативное содержание. С одной стороны, этнический бизнес способствует общему развитию российской экономики и повышению качества жизни населения, поскольку заполняет те сферы деятельности, которые вряд ли бы, по крайней мере, в таком масштабе, заполняли бы представители коренного населения. К примеру, ресторанный бизнес никогда не был характерен для русского народа, равным образом как современные русские городские жители не будут заниматься оптово-розничной торговлей овощами и фруктами. Благодаря этническому бизнесу происходит интеграция мигрантов в экономическую жизнь страны
    Другая сторона этнического бизнеса — его повышенная склонность к теневизации, использованию теневых схем привлечения нелегальных мигрантов, консервация внутренней замкнутости национальных диаспор. Криминализация этнического бизнеса, а также возможные связи с международными экстремистскими и террористическими организациями, напрямую представляют существенную угрозу национальной безопасности российского государства.

  4. В период 1960-х – 1970-х годов в Советском Союзе в обусловленной степени определенные этнические группы специализировались на конкретных видах экономической деятельности. В частности, торговля цветами, субтропическими фруктами, орехами находилась в руках выходцев из Закавказья. Ранними зеленью, овощами, фруктами и сухофруктами торговали приезжие из Средней Азии. Осуществляя такую деятельность с определённым предпринимательским риском, эти предприниматели в принципе жили по советским законам. Государство не запрещало такую деятельность, так это повышало уровень снабжения населения скоропортящейся или сезонной продукцией. При этом деятельность на колхозных рынках, по сути, была прозрачной, на каждом рынке был санитарный и ветеринарный контроль, а за обвес и обсчёт потребителя нерадивых продавцов карали по советским законам.

  5. В связи с тем, что в современном обществе все большее значение приобретает глобализация мировых процессов, в том числе и в сфере трудовой деятельности, вопросы регулирования трудовых отношений работника-мигранта и работодателя приобретают все большую актуальность.

    Трудовая миграция — одна из центральных тем политических дебатов практически во всех странах мира. Для одних стран она оказывается благом, в других создает проблемы. Общественное мнение относится к мигрантам настороженно, если не откровенно негативно. А правительственные эксперты и ученые, напротив, считают, что миграция — это хорошо.

  6. Необходим государственный подход к использованию труда мигрантов, в первую очередь, для социально-ориентированных нужд: строительство жилья эконом-класса, развитие неблагоприятных и сложных территорий Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, работа в малобюджетных госпиталях и больницах и т.п. При этом создаются типа «трудовые» лагеря. Опыт их применения в СССР показал определенные положительные результаты. Это возможный выход из создавшегося положения с жильем, когда россиян-то «кот наплакал» — чуть больше 100 млн. человек! Потом возможен перевод из категории трудовых мигрантов в мигранты с предоставлением жилья от государства.

  7. По моему мнению правильно, что иностранное юридическое лицо или российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 % и более, а также российский гражданин, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями телепрограмм. У нас с нашими то передачами много проблем. По телевизору показывают «всякую ерунду». В шоу у Малахова всегда конфликты, ругань и крики. И таких немало.

  8. Аватар Азаренков Валентин, заочная ГиМУ, зачет Трудовое право:

    На сегодняшний день довольно большое количество людей въезжают в Россию для проживания и трудоустройства, а поэтому особенности миграционного законодательства и его изменения в 2017 году волнуют многих. Несмотря на то что 2015 год был довольно спокойным в этом плане, но определенные нюансы все же необходимо осветить.

    Миграционное законодательство было изменено касательно трудовых патентов. Иностранные граждане, получившие документ в 2017 году, могли заметить, что на нем нет отметки о статусе работодателя. Теперь им может стать как физическое, так и юридическое лицо. На сегодняшний день мигранты в России могут работать как в компании, так и на индивидуального предпринимателя. При этом положительным является то, что оформлять какие-то документы не нужно, что уменьшает денежные затраты. Помните, что трудовой договор с работодателем должен быть заключен не позднее 2 месяцев с момента получения патента. В противном случае он будет аннулирован. Запрещено осуществлять трудовую деятельность по профессии, которая отличается от указанной в патенте. Наказанием за нарушение нормы является штраф в размере 7000 рублей или запрет на въезд в Россию на срок 3-10 лет. Соблюдайте все правила законодательства и миграция не станет проблемой.
    С Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 N 109-ФЗ (последняя редакция) предлагаю ознакомиться по ссылке:
    http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61569/

  9. Понятие и элементы специального правового статуса мигрантов (Лупенко И.Ю.)

    В настоящее время на территории Российской Федерации присутствует большая группа лиц, получивших общее название «мигранты», что требует от законодателя создания адекватной правовой базы, направленной на регулирование правового статуса указанной категории, а от российской юридической науки — создания стройной научной концепции, позволяющей развивать законодательство в данной сфере с соблюдением закрепленного в ст. 2 Конституции Российской Федерации принципа — «права и свободы человека являются высшей ценностью».
    Относительно задач и направления развития российского миграционного законодательства можно согласиться с И.В. Плюгиной, что «современное российское миграционное законодательство было создано за относительно небольшой период времени, при этом если в начале 1990-х гг. его развитие было связано преимущественно с регулированием потока вынужденных мигрантов (беженцев и вынужденных переселенцев), то в настоящее время внимание законодателя сосредоточено в большей степени на вопросах трудовой миграции и оптимизации статуса мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность, возвращения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, противодействия нелегальной миграции и обеспечения государственной безопасности через создание функционирующей системы миграционного контроля и учета» [2, с. 3].
    Необходимо сразу определиться, что правовой статус мигрантов является разновидностью специальных правовых статусов.
    Многообразные связи права с конкретными людьми в обществе раскрываются через понятие правового статуса. Понятия «правовой статус» и «правовое положение» человека и гражданина (личности) равнозначны и представляют собой совокупность правовых принципов, прав, свобод, обязанностей и других элементов, определяющих взаимоотношения личности и государства, место личности в обществе и во взаимоотношениях с государством.
    Правовой статус личности — это сложная юридическая категория (конструкция), обозначающая определенное правовыми нормами положение человека, в котором отражается его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.
    Главный элемент правового статуса — права и свободы, составляя его основу, не могут быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих с правами юридических обязанностей, без юридической ответственности, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности, являющихся определяющими чертами волевого и осознанного поведения человека.
    Классификация правовых статусов личности проводится по сфере действия. В связи с этим различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности [3, с. 315].
    Общий (международный) правовой статус личности включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах.
    Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом [3, с. 315], в связи с чем, например, Европейский суд по правам человека компетентен рассматривать индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты.
    Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в Основном Законе страны. В ряде источников именно конституционный статус называют общим, имея в виду то, что он принадлежит каждому.
    Конституционный правовой статус — это сложный комплексный институт, включающий в свой состав совокупность прав и обязанностей лица как человека и гражданина, а также гражданство и правосубъектность. Он является единым и одинаковым для всех, закреплен в Конституции и иных конституционных актах государства. Конституция определяет правовой статус личности не во всем объеме и не детально. Она лишь устанавливает его основы. Ядром конституционного статуса являются основные права и свободы. Обязанности, гражданство и правосубъектность также являются элементами конституционного статуса личности.
    Необходимость выделения общего правового статуса состоит в том, что в огромной массе прав и обязанностей есть основные, необходимые для каждого человека права и обязанности, без которых невозможно нормальное функционирование общества (право на жизнь, право на труд, обязанность содержать своих детей и т.д.), а есть права и обязанности, производные от главных.
    Ряд прав и свобод, имеющих важное значение, закреплен в правовых нормах отдельных отраслей, что позволяет выделить отраслевой статус личности.
    Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы — гражданским, трудовым, административным правом и др.
    В Конституции Российской Федерации права и свободы человека закреплены с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, они закладывают основы правового регулирования специального статуса мигрантов в Российской Федерации. Вместе с тем конституционный правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от вида и характера правоотношений, в которые они вступают. Если бы все права и обязанности были включены в общий статус, то в конечном итоге он получился бы крайне громоздким и неопределенным. Поэтому целесообразно выделить родовой (специальный) статус.
    Родовой (специальный) статус личности отражает специфику (особенности) правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь дополнительные субъективные права и обязанности, например военнослужащие, пенсионеры, инвалиды, работники Крайнего Севера, сотрудники полиции, обучающие, мигранты и т.д.
    Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т.п. [3, с. 316].
    Конституционный и иные виды статусов соотносятся как общее и особенное. Отраслевой, родовой и индивидуальный статусы в своих положениях не должны противоречить конституционному в силу большей юридической силы последнего.
    Таким образом, специальный статус мигранта — сложная, собирательная правовая категория (юридическая конструкция). Она отражает связь конкретного лица, определяемого как «мигрант», с обществом, государством, окружающими людьми, определяет права, обязанности и особенности их реализации.
    Статус мигранта в последующем дифференцируется в зависимости от отношения лица к отдельным категориям мигрантов (беженец, вынужденный переселенец, трудящийся-мигрант и др.). При этом специальный статус мигранта будет являться общим для правовых статусов отдельных категорий мигрантов.
    Определив понятие правового статуса (положения) личности, следует раскрыть его структуру, состав, т.е. охарактеризовать его юридическую конструкцию. «Юридическая конструкция как идеальная модель предмета (явления) служит формой отражения действительности… В юридической конструкции выражается структурно-системное строение исследуемых объектов, поэтому она определяется как состав. Название «состав» уже указывает на то, что изучаемый объект сложен, состоит из определенных частей, включает в себя структурные элементы (но не признаки объекта, в совокупности составляющие понятие объекта)» [1, с. 10].
    Анализ имеющихся в юридической литературе подходов относительно элементов правового статуса позволяет выделить следующие основные элементы правового статуса мигранта: принципы правового статуса, специальная правосубъектность, гражданство, права мигранта, гарантии прав мигранта, обязанности мигранта. Именно указанные элементы определяют содержание и особенности реализации прав мигрантов. Только все в совокупности перечисленные элементы составляют целостный специальный статус мигранта в Российской Федерации. Регулирование специального правового статуса мигрантов тесно связано с проводимой миграционной политикой, а также особенностями, характерными для правового статуса отдельных категорий мигрантов.
    Рассмотрим более подробно отдельные элементы правового статуса мигрантов.
    Правовые принципы выступают в качестве основополагающих идейных начал, руководящих нормативных требований, общих (универсальных) норм (норм-принципов). Правовые принципы находят не только свое выражение, но и, как правило, закрепление в законодательстве. Но независимо от этого они фактически приобретают нормативный характер и осуществляют регулятивное воздействие на общественные отношения, на сознание и поведение людей [1, с. 39].
    Принципы специального правового статуса мигранта получили закрепление в Конституции Российской Федерации, в специальном миграционном законодательстве, а также стали предметом исследования российских ученых. Нельзя не признать, что принципы правового статуса личности, закрепленные в Конституции Российской Федерации, распространяются также на законодательство о статусе мигрантов.
    Правосубъектность по своему содержанию означает признаваемую законодательством способность личности иметь юридические права, свободы, обязанности и законные интересы и осуществлять их самостоятельно (лично) либо через законных представителей, а также отвечать за их неправомерную реализацию [1, с. 52].
    В рамках правосубъектности необходимо определить круг субъектов, на которых распространяется специальный правовой статус мигранта, для чего следует определить понятие «мигрант», выявить признаки, определяющие принадлежность к данной категории лиц.
    Здесь можно согласиться с И.В. Плюгиной, которая формулирует понятие «мигрант», «исходя из его понимания в широком и узком смысле. В широком смысле с учетом положений международных актов понятие «мигрант» определяется как лицо, осуществляющее территориальное перемещение независимо от причин, длительности и пространственных границ. В узком смысле понятие «мигрант» — это лицо, осуществляющее территориальное перемещение через государственные границы или границы субъектов Федерации, связанное с изменением места пребывания или жительства и влекущее изменение правового статуса» [2, с. 10].
    Правосубъектность представляет собой единство трех ее структурных элементов — правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Все указанные правовые категории достаточно подробно исследованы в трудах российских ученых. Применительно к статусу мигрантов можно сказать, что специальная правосубъектность мигранта зависит от категории мигрантов и включает специальную правоспособность мигранта (признанная законом способность лица иметь права и обязанности мигранта), специальную дееспособность мигранта (признанная законом способность лица самостоятельно приобретать и осуществлять юридические права и обязанности), специальную деликтоспособность мигранта (признанная законом способность лица нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения).
    На содержание правового статуса, объем прав и свобод мигрантов, отнесение мигранта к той или иной категории большое влияние оказывает такой элемент правового статуса, как гражданство, что, собственно, и позволяет выделить его в качестве элемента специального статуса мигранта.
    Гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
    Вопросы гражданства регулируются специальным федеральным законом (О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ), в котором содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
    Ядром правового статуса мигранта являются права мигранта, определяемые как юридические возможности (мера возможного поведения), предназначенные для удовлетворения законных интересов и потребностей личности. В Конституции Российской Федерации закреплены основные права человека и гражданина, которые распространяются на всех, в т.ч. и на мигрантов. Помимо Конституции Российской Федерации, права мигрантов получили закрепление в специальном законодательстве применительно к различным категориям мигрантов. Применив традиционную классификацию, можно выделить пять групп прав мигрантов: а) личные, б) политические, в) экономические, г) социальные, д) культурные права. Данная классификация достаточно условна, т.к. в реальной жизни все группы прав и свобод тесно взаимосвязаны.
    Гарантии прав мигрантов — это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав. Их классификация может быть проведена по различным основаниям.
    В наиболее общем виде выделяются общие (социальные) и специальные (юридические или правовые) гарантии.
    Среди правовых гарантий, например, выделяются международно-правовые и внутригосударственные гарантии. Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Государства — члены Совета Европы руководствуются в своей деятельности Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и Дополнительными протоколами к ней. Контроль за их реализацией осуществляет Европейский суд по правам человека.
    Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами.
    Существование и реализация прав и свобод неразрывно связаны с определенными обязанностями, которые выступают их оборотной стороной.
    Обязанность — это мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования.
    Обязанности мигрантов закрепляются в Конституции и детализируются в текущем законодательстве. К конституционным обязанностям, например, относятся обязанности уважать права и свободы других лиц, платить законно установленные налоги и сборы, охранять природу, окружающую среду, памятники истории и культуры, уважать и соблюдать законы и др. Специальные обязанности мигрантов закреплены в федеральных законах об отдельных категориях мигрантов (беженцы, вынужденные переселенцы, трудовые мигранты и др.).
    Таким образом, специальный правовой статус мигранта, определяемый как сложная, собирательная правовая категория (юридическая конструкция), отражающая связь конкретного лица, определяемого как «мигрант», с обществом, государством, окружающими людьми, определяющая права, обязанности мигрантов и особенности их реализации, включает следующие элементы: принципы правового статуса, специальная правосубъектность, гражданство, права (свободы), которые условно можно разделить на пять групп: а) личные, б) политические, в) экономические, г) социальные, д) культурные; гарантии прав мигрантов, обязанности мигрантов. Только все в совокупности перечисленные элементы составляют целостный специальный статус мигранта в Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*