Правовые аспекты защиты детей и подростков от информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию

Тарасова А. Ю. — студентка гр.15ПрофО(ба)ППД ФГСН ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург, Россия;
Приказчикова О. В. — научный руководитель, к. ист. н., старший преподаватель кафедры ОПДиП, ФГСН ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург, Россия

Актуальность темы. Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей и подростков являются мультфильм и кинофильмы.

За последние годы на телеэкранах появилось большое количество различных мультфильмов и кинофильмов для детей и подростков, как отечественного, так и зарубежного производства. Новые технологии создания мультфильмов и кинофильмов — компьютерная графика, различные спецэффекты и т. д. — вызывают много вопросов, и наводят на размышления относительно их влияния на развитие и становление психики подрастающего поколения.

Если советские детские кинофильмы, кукольные и рисованные мультфильмы были естественны, как по способу производства, так и по восприятию и не наносили вреда не устоявшейся психике ребёнка, то современные продукты киноиндустрии часто не несут добра, миросозидания и порядочности. Это свою очередь заставило государство на законодательном уровне принять меры по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию. В связи с этим представляется актуальным провести исследование проблем влияния киноиндустрии на формирование сознания детей и подростков.

Объектом исследования выступает деятельность образовательных и общественных организаций по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию.

Предметом исследования: информация, наносящая вред здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних.

Хронологические рамки: исследования охватывают период с внесения и апробации законодательных изменений в ФЗ РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», то есть 2014-2015 годы.

Цель исследования: проанализировать работу по защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и психики в Российской Федерации.

Метод исследования: систематизация и обобщение материала, анализ и синтез информации. Изучение общественного мнения о мерах защиты ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию на базе НИНАООМ «Фокус-групп».

Вывод. Определив предмет, хронологические рамки, цели и методы исследования нами были сформулированы вопросы для независимого опроса общественного мнения на тему «Правовые аспекты защиты детей и подростков от информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию».

Предлагаем Вам принять участие в проводимом исследовании.
Благодарим за сотрудничество.

Какое, по вашему мнению, определение информационной безопасности детей является самым полным
Какой способ распространения информации причиняющей вред здоровью или развитию детей, по вашему мнению, является самым массовым
Какие требования к информационной продукции, по вашему мнению, являются самыми важными
Какая информация, по вашему мнению, должна быть, запрещена для распространения среди детей

23 Комментариев

  1. Все мы знаем, что с 1-ого сентября вступил в силу закон «О защите детей от негативной информации». Под запрет попало огромное количество мультиков на которых мы выросли, которые мы любим. Разве мы могли когда-нибудь представить, что запретят такие мультики как «Ну, погоди», «Крокодил Гена», что они когда-нибудь попадут под цензуру из-за того, что волк и крокодил, оказывается, пропагандируют курение?! С одной стороны, понятен запрет, НО с другой..ведь в каждом мультфильме можно найти что-то противоречащее нормам, особенно в тех, которые популярны в настоящее время. И тут возникает вопрос: Чему полезному могут научить детей современные мультфильмы?

    • Алёна, Вы не совсем правы.
      Дело в том, что Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», № 436-ФЗ, был принят ещё пять лет назад — 29.12.2010 года.
      В течение этого периода в данный закон было внесено не одно изменение:
      28.07.2012 г. № 139-ФЗ;
      05.04.2013 г. № 50-ФЗ;
      29.06.2013 г. № 135-ФЗ;
      02.07.2013 г. № 185-ФЗ;
      14.10.2014 г. № 307-ФЗ;
      29.06.2015 г. № 179-ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа.
      Согласитесь, поразительная частота внесения изменений.
      Когда у меня спрашивают, почему в нашей стране нет цензуры? Я, как юрист отвечаю: по закону, Статьёй 29 Конституции РФ (1993 г.) цензура запрещена.
      При этом достаточно большая часть наших граждан: родители, бабушки и дедушки, воспитатели детских садов и школьные учителя, преподаватели ВУЗов глубоко возмущены потоком «грязной», «безнравственной», «жестокой», «криминальной» и т.п. информацией обрушившейся на наших детей.
      Так не пора ли нашему государству задуматься о цензуре нравственности, морали и целомудрия?!
      С уважением, Ольга Владимировна Приказчикова.

  2. В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов РФ устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет.
    Однако. как мы видим органы государственной власти не всегда своевременно принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий.

    • Светлана, да, это так. Но на сколько эффективны эти меры, применяемые органами гос. власти по защите информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей? Дети всё равно имеют доступ к любой из видов информации, как по телевизору, так и в в сети «Интернет»….

  3. В настоящее время полностью оградить детей от просмотра телевизора невозможно.Психологи окончательно забили тревогу, обнаружив, что большинство производителей передают через мультяшные образы взрослую жизнь, в действительности никак не связанную с потребностями ребенка,и многие женские образы имеют мужские качества.Ежегодно американские анимационные компании создают новые хиты, приносящие огромные доходы их авторам и непоправимый вред детской психике. Российские психологи, пересмотрев зарубежные мультфильмы пришли к тому, что большая часть всех этих анимационных произведений способствует искажённому восприятию материнства. Более того, эти анимационные произведения направлены на формирование у детей образа жизни, не предполагающего создания семьи и продолжения рода.Вред западных мультфильмов заключается именно в том, что они формируют у детей представление о жизни как о бесконечном развлечении и игре. Поэтому именно родители должны контролировать то, что смотрит их ребенок.

  4. Во всем мире придается большое значение защите малолетних детей и подростков от вредной для них информации в целях обеспечения их нормального физического и психологического развития, которое может быть нарушено или даже существенно повреждено неподходящим аудиовизуальным контентом. Актуальность этой проблемы очень высока. В силу отсутствия жизненного опыта, неокрепшей психики, ребенок более других подвержен воздействию через компьютерные игры, мобильную связь, рекламу, и особенно, через всемирную паутину сети «Интернет». Ценность Закона в том, что теперь возможно регулировать рынок и привлекать к ответственности производителей, которые нерадиво относятся к защите детей от информации, «которая им не по возрасту». Он направлен на защиту детей от травмирующего воздействия на их неокрепшую психику негативной и, способной развить в ребенке порочные наклонности информации. Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества.

  5. Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно — телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
    А способы и методы борьбы с нею в нормативно- правовых актах отсутствуют, как и отсутствует само понятие- медиабезопасность детей. Основы знаний медиабезопасности детей и подростков должны осваиваться в семье и в образовательных учреждениях. В нашей стране данные методы профилактики медиабезопасности несовершеннолетних развиты на недостаточном уровне. Следовательно, этому вопросу следует уделить особое внимание не только в нормативно- правовых актах, но и при непосредственной ее реализации.

  6. Проблема защиты несовершеннолетних от агрессивного негативного воздействия современных средств массовой информации является одной из наиболее актуальных проблем отечественного законодательства. По мнению, практически всех специалистов в области детской психологии причиной многих преступлений, совершаемых детьми является спровоцированное насилие. Агрессия из СМИ идет не дозировано. У ребенка стирается барьер между реальностью и выдумкой. Экранная фантазия воплощается в жизни в форме насилия по отношению к окружающим, в том числе по отношению к родственникам и близким. Культ силы, эгоизма, вседозволенности, безнравственности, пренебрежительного отношения к человеку и общечеловеческим ценностям, национальной культуре и ментальности становятся краеугольным камнем «гуманитарной интервенции» в отношении традиционных обществ.

    • Защита несовершеннолетних от негативного воздействия современных средств массовой информации является одной из наиболее актуальных проблем.
      Целиком оградить детей от средств массовой информации невозможно.
      В целях настоящего Федерального закона устанавливается пять возрастных категорий информационной продукции(«У», «6+», «12+», «16+», «18+»)
      Но это не сможет обезопасить полностью несовершеннолетних, родители должны оставить чадо под свой контроль.
      Главное уберечь детей от пропаганды антиобщественного поведения, реклама, побуждающая граждан к насилию, агрессии, возбуждающая панику, а также побуждающая к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности, оборот в любой форме, в любое время и на любых видах носителей информации, содержащей сведения экстремистского характера. Все должно быть направлено на защиту детей от травмирующего воздействия на их неокрепшую психику негативной и, способной развить в ребенке порочные наклонности информации.

  7. Похвальна цель политиков создать условия для полноценного нравственного и духовного развития детей, сформировать гармоничную и психологически устойчивую личность ребенка, воспитанию его на идеях добра, любви и справедливости. Но проблема в том, что со злом многие дети знакомятся не у экранов телевизора и компьютера (хотя и здесь есть о чем говорить).
    Разумеется, можно поставить в углу телеэкрана значок «+16», когда герои криминальной драмы «соображают на троих». Можно заблокировать компьютерную программу, где гоблин в кровь дубасит аватара и наоборот. Вот только многие дети видят нищету, грязь, побои, наркотики, мат не с голубых экранов (не у всех и есть-то компьютеры и телевизоры), а на улице, в семье, школе. Можно в дневное время показывать только котят, щенят и мышат, но суровая действительность вмиг заставит детей повзрослеть без всяких законов и инструкций.

  8. На сегодняшний день родители мало уделяют времени своему чаду. Поэтому на воспитание детей начинает влиять не его родители, а различные передачи по телевизору, тот же интернет, который по большому счету хорошему научить их не может, как и заменить родителей.Ученые в области психологии считают, что мы можем получить в скором времени поколение неуправляемых, агрессивных и жестоких людей с деформированной психикой. Большую роль в этом, конечно, играют средства массовой информации. В силу того, что у ребенка еще не совсем сформированная психика, он не может выдержать информационную атаку. Но и огородить детей от СМИ мы тоже не можем, потому что дети растут и любопытство тоже. Как и я большинство людей не знали и многие до сих пор не знают о ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», я считаю, что это ошибка государства, которое не предоставило более широкую информации о введении данного закона. Для того чтобы противодействовать отрицательному влиянию на детей СМИ, нужно объединить усилие родителей, общественных организаций, соответствующих государственных структур. Но как бы государство не запрещало фильмы или сайты с элементами насилия или разврата, если родители не будут уделять значительного внимания своим детям, и в семье не будет создана атмосфера доверия и любви, то никакие запреты не будут действовать.

  9. Проблема защиты детей и юношества от негативного агрессивного, в некоторой степени аморального влияния информации является одной из актуальнейших проблем современного законодательства России. Развитие информационных и коммуникационных технологий, появление разнообразных социальных сетей со свободным доступом к информации не способствуют развитию мышления и здоровой психики у ребенка, а скорее наоборот — влияют на появление ряда комплексов и определенной информационной зависимости у несовершеннолетних.

  10. Воздействие средств массовой информации на развитие личности подростка сегодня крайне противоречиво: с одной стороны, происходит расширение кругозора и любознательности, но и, с другой стороны, можно отметить растущее влияние компонентов, которые негативно сказываются на воспитании личности. Убивая, в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара и оскорбления и собственной вседозволенности.

  11. Дети должны знать, какие опасности подстерегают их в сети Интернет и как их избежать. Как правило,дети в силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации. По моему мнению важно научить детей анализировать и критически относиться к информационной продукции.

  12. Проблема защиты несовершеннолетних от агрессивного негативного воздействия современных средств массовой информации в России является крайне актуальной.

    29 декабря 2010 г. Президент РФ подписал Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступивший в силу 1 сентября 2012г. По мнению уполномоченного по правам человека при Президенте РФ, закон соответствует мировым стандартам информационной безопасности, допускающим ограничение свободы получать и распространять информацию, если это необходимо в интересах охраны здоровья и нравственности детей. Информационная безопасность детей – состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. Закон направлен на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности. Документ вводит запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение.
    Но нельзя контролировать постоянно нахождение детей в интернете,поэтому я считаю,нужным контроль не только со стороны государства но и со стороны родителей.

  13. Я считаю,что не только дети должны знать, какой вред несет интернет, это прежде всего должны им объяснить родители. Именно они должны обезопасить и оградить свое чадо от воздействия отрицательной информации.На сегодняшний день существуют специальные программы по родительскому контролю, это поможет оградить ребенка от вредоносных сайтов и информации на них. Самым лучшим, на мой взгляд, будет полное ограждение от телевизора и интернета, т.к. именно они и являются носителями того негатива,который после сказывается на нас и наших детях. Тем более ничего хорошего они не несут, ребенка лучше отправлять на улицу играть и читать книжки,показывать фильмы и сказки с поучительным характером, советские фильмы, прививать ребенку патриотизм, а не любовь к иностранным манерам.Если в голову ребенка изначально вкладывать то, что никак не повредит его развитию,то в дальнейшем он будет сам выбирать, какая информация для него будет полезней всего.

  14. Бесконтрольное использование Интернета, интенсивного оборота рекламной продукции, электронных и компьютерных игр нередко оказывает на несовершеннолетних пользователей психотравмирующее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению. Молодые люди с неустоявшейся психикой при посещении подобных сайтов могут активно воспринять пропагандируемые здесь взгляды и перенести их в свою повседневную жизнь. Яркой особенностью современного информационного поля является повышение градуса цинизма и жестокости, нарушение всех моральных и человеческих установок. Систематический показ массовых театрализованных казней не только травмирует психику несовершеннолетних, но и вызывает нездоровый интерес у определенной части молодежи, что способствует росту притока молодежи в преступные организации. Сегодня существует устойчивое понимание того, что проблема детской безопасности в медиа среде – это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного и муниципального до регионального и международного. В решении этой проблемы необходимо действовать системно и использовать не только правовые регуляторы, но и нормы обычаев и морали.

  15. Сохранение нравственности, духовности российского общества, обеспечение физической, духовной и информационной безопасности детей официально признаны важнейшими объектами национальной безопасности России. Согласно Концепции национальной безопасности РФ и Доктрине информационной безопасности РФ , обеспечение национальной безопасности государства включает в себя защиту культурного, духовнонравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение, эксплуатирующих низменные проявления. Вместе с тем, введение на законодательном уровне указанного и иных запретов и ограничений на распространение деструктивной информации до сих пор остается декларативным, не сопровождается должной правовой регламентацией обязанностей по их соблюдению юридическими и физическими лицами, установлением мер юридической ответственности за их нарушение.

  16. Для обеспечения необходимой защиты родители и лица, на которых возложена забота о детях, должны иметь возможность получить информацию о том, может ли нанести вред доступная детям информация. В ст. 14 ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» указано, что органы государственной власти РФ принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видео продукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

  17. Все программы, которые могут нанести вред физическому, умственному или нравственному развитию детей и подростков, не должны транслироваться в тот период времени, когда они могут их смотреть.

  18. Я считаю что, проблема защиты детей и юношества от негативного агрессивного, в некоторой степени аморального влияния информации является одной из актуальнейших проблем современного законодательства России. Развитие информационных и коммуникационных технологий, появление разнообразных социальных сетей со свободным доступом к информации не способствуют развитию мышления и здоровой психики у ребенка, а скорее наоборот — влияют на появление ряда комплексов и определенной информационной зависимости у несовершеннолетних. Чрезвычайно актуальная и проблемная, но недостаточно исследованная сфера — право на защиту несовершеннолетних от информации, способной нанести вред их здоровью и нравственному развитию.

  19. Пользуясь интернетом, получаешь много плюсов: больше доступной информации, безграничное общение. Но порой это делает людей зависимыми и даже асоциальными. Огромное количество ненужной рекламы, сомнительные сайты, которые содержат материалы 18+, разные сообщества, которые склоняют детей, с неокрепшей психикой к неадекватным поступкам, самоубийствам. Должны работать специальные службы, которые будут тщательно обрабатывать информацию, поступающую на просторы глобальной сети, и отсеивать ту, что нарушает нормы.

  20. Интернет прочно вошёл в нашу жизнь, и теперь мы не можем представить, своё существование без социальных страничек. Взрослые люди стали напрочь зависимы от интернета. Люди полностью делают свою жизнь виртуальной во всех её отношениях. Мы сами прививаем любовь к интернету детям. Сначала мы им даём различные гаджеты, для игр, просмотров мультфильмов. И с самого детства развиваем их зависимость. Интернет зависимость проявляется у детей потому что, в гаджетах всё красочное, необычное, интересное. Вместо игр с детьми во дворе, ребёнок обычно сидит дома и играет во всякие войны. Это влияет на психику, ребёнок становится раздражительным и агрессивным. Дальше, овладев навыками чтения и письма, ребёнок заводит свою социальную страницу. Просторы интернета открываются со всех плохих сторон ему. В жизни идёт в основном виртуальное общение, вместо проявление живых эмоций, применяют смайлики. Ухудшается так же здоровье: зрение, осанка и т.п. Ребёнок взрослеет более замкнутым человеком, деградирует во многих планах, так как все ответы и вопросы он может найти в Интернете. И не нужно стараться самому напрягать мозги. Это глобальная проблема на сегодняшний день. С которой очень тяжело бороться , так как мир захватили социальные сети. Но родители с самого раннего детства могут оградить от интернета , гаджетов своего дитя в большей степени. Если будут стараться заниматься своим ребёнком. Вместо гаджетов с мультфильмами и играми, давать ребёнку поучительные книжки, всякие настольные, развивающие игры. Где ребёнок будет думать, размышлять, делать своими руками. Надо стараться, что бы ребёнок большое время проводил с детьми, общался с ними, играл. Родители должны помочь ребёнку найти хобби или записать в какой либо кружок. Конечно мы не сможем напрочь оградить детей от Интернета, но снизить вредные последствия реально.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*