Правовые вопросы формирования дружественного к ребёнку правосудия

Приказчикова Ольга  Владимировна, канд. ист. наук, Оренбургский государственный  университет, РФ, г. Оренбург
Мухина Наталья Сергеевна, студентка, Оренбургский государственный  университет, РФ, г. Оренбург
Мирохина Екатерина Сергеевна, студентка, Оренбургский государственный  университет, РФ, г. Оренбург

Формирование системы дружественного к ребенку правосудия, представляет  собой  определенную многоуровневую систему мер, направленных на улучшение положения детей, находящихся в конкретный момент времени в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в постпенитенциарный период.

Основными задачами системы являются:

  • повышение уровня защищенности ребенка посредством роста уровня результативности деятельности;
  • выработка и реализация государственной политики в отношении детей координирующим федеральным органом исполнительной власти;
  • работа института уполномоченных по правам ребенка на федеральном и региональном уровнях, органов опеки и попечительства, сети служб школьного примирения, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Главная цель и задачи государственной политики в интересах детей базируются на общепризнанных принципах и нормах международного права. [1, с. 153].  Термин «правосудие дружественное к ребенку» «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [2]. Система дружественного к ребёнку правосудия представлена на рисунке 1.

shema

Рисунок 1 – Система дружественного к ребёнку правосудия

В Российской Федерации идёт процесс апробации системы, позволяющей обеспечить высокую эффективность работы с детьми, находящимися в конфликте с законом.  Например, предусматривается перевод отрицательно охарактеризованных преступников как достигших 18 лет, так и достигших19 лет,  в изолированную часть воспитательной колонии, которая, в свою очередь,  функционирует как исправительная колония общего режима, вплоть до окончания срока наказания.

В рамках системы разрабатываются и реализуются корректирующие программы социального поведения несовершеннолетних поднадзорных лиц. Реализуется представление досудебных докладов суду и прокурорам, а так же гарантируется решение задач по вопросам обеспечения предпочтительных интересов осужденного несовершеннолетнего [3].

Другим аспектом деятельности механизма дружественного к ребенку правосудия является координационная работа по решению задач  восстановления и поддержания отношений между несовершеннолетними детьми, находящимися в местах лишения свободы, и их семьями и ближайшим социальным окружением,  а так же оказание помощи в адаптации и ресоциализации по окончании отбывания наказания [4].

Принципы  и действие механизма правосудия дружественного к ребёнку представлены в таблице 1.

Таблица 1. Механизм дружественного к ребенку правосудия

Принципы механизмаДействие механизма
общедоступностьопределение форм, принципов и механизмов осуществления дружественного к ребенку правосудия и установление его законодательного поэтапного введения
соответствие возрасту и развитию ребенка
незамедлительное принятие решенийпринятие мер по обеспечению доступа детей к международному правосудию для защиты их прав и интересов
направленность на обеспечение потребностей, прав и интересов ребенка
  • Пекинские правила 1985 г.: обеспечение выполнения Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних;
  • Эр-Риядские руководящие принципы 1990 г.: руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних;
  • рекомендации Комитета министров Совета Европы о европейских правилах для несовершеннолетних правонарушителей, подвергаемых наказанию и мерам воздействия
уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни
активное использование в судебном процессе данных полученных судом в установленном законом порядке о детях, условиях их жизни и воспитания
усиление охранительной функции суда по отношению к ребенкувыработка эффективной политики в отношении детей, совершивших правонарушения, планирование, реализация и оценка достигнутых результатов, а так же проведение научных и социологических исследований
специальная подготовка судей по делам несовершеннолетнихпроведение научных исследований в области психологии девиантного поведения и разработка методов воздействия, не связанных с применением наказания
приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействиясоздание сети психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением
наличие системы специализированных вспомогательных службразвитие в целях реализации восстановительного правосудия сети служб примирения

В полномочиях органах ответственных за реализацию механизма дружественного правосудия предусматривается разработка и внедрение инновационных программ профессионального обучения детей, лишенных свободы, для приобретения ими  профессий востребованных на современном трудовом рынке. Осуществление профессионального образования органом Федеральной службой исполнения наказаний происходит посредством прогноза представление потребностей рынка труда субъектов РФ о квалифицированных кадрах  [5].

Российское законодательство определяет меры направленные на улучшение положения детей, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а так же в постпенитенциарный период. К ним относятся.

Во-первых,  организуется социально-психологическое сопровождение несовершеннолетнего,  разрабатывают и осуществляют программы адресной ресоциализации несовершеннолетних, отбывших наказание, обеспечивают непосредственное систематизированное взаимодействие между компетентными специалистами органов и учреждений, работающих с несовершеннолетними, а так же выполняют методическое обеспечение.

Во-вторых, обеспечивают реализацию социальной поддержки, а так же права на сопровождение и постпенитенциарную реабилитацию лиц освободившихся с мест лишения свободы в возрасте от 18 до 23 лет.

В-третьих, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений проводят индивидуальную профилактическую работу  с несовершеннолетними, находящимися в следственных изоляторах или  воспитательных колониях.

Реализация механизма правосудия дружественного к детям призвана обеспечивать социальный контроль соблюдения прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении или же в конфликте с законом. Опираясь на общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры и нормы российского законодательства отделения общественных организаций решают задачи защиты прав детей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Важно и то, что педагогическая, психологическая, медицинская или юридическая помощь осуществляется в интересах ребенка или с его участием.

Список литературы:

  • Prikazchikova O., Krapivnaja E. Socio-legal issues of UNICEF activities in the field of protection of children’s rights in Russia // International scientific review. № 2 (12). С. 152-155.
  • Указ Президента РФ «О Координационном совете при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 10.09.2012 г. № 1274 (ред. от 07.01.2013 г.) // «КонсультантПлюс: Высшая школа». Вып. 23,  2015.
  • Уголовно-исполнительный кодекс РФ, от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016 г.) // «КонсультантПлюс: Высшая школа». Вып. 23,  2015.
  • Распоряжение Правительства «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» РФ от 14.10.2010 г. № 1772-р (ред. от 23.09.2015 г.)  // «КонсультантПлюс: Высшая школа». Вып. 23,  2015.
  • Приказ Министерства юстиции РФ (Минюст России), от 7 мая 2013 г. № 67 г. Москва «Об утверждении Порядка осуществления начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы» // «КонсультантПлюс: Высшая школа». Вып. 23,  2015.

 

1 Комментарий

  1. Основными принципами и элементами дружественного к ребенку правосудия признаны: незамедлительное принятие решений; направленность на обеспечение потребностей, прав и интересов ребенка; уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни; признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка; активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке; усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку; приоритет восстановительного подхода и воспитательного воздействия; специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения), а также процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребенка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*