Государственно-правовые вопросы современного реформирования российского пенсионного законодательства

Драполенко К.Ю. —  студентка гр.15 ГАПОУ «Оренбургский учётно-финансовый техникум»
Приказчикова О.В.  —  научный руководитель, к ист. н., г. Оренбург, Россия

Актуальность темы. Реализация социальной функции государства через социальное обеспечение и  граждан является целым комплексом мер экономического, правового и организационного характера. Самая распространенная форма социальной защиты это денежные либо натуральные выплаты, а также льготы и пособия.

Условия необходимости социальной защиты наименее защищенных слоев населения устанавливаются законодательно. Одним из главных показателей, который определяет нуждающихся, является минимальный потребительский бюджет.

Пенсионное законодательство это система пенсионного обеспечения, осуществляемого наряду с государственной системой пенсионного обеспечения как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций.

Предметом исследования стали современные государственно-правовые вопросы реформирования российского пенсионного законодательства

Предмет исследования является современное российское пенсионное законодательство.

Цель исследования рассмотреть законодательные изменения в , регламентирующие и регулирующие вопросы пенсионного обеспечения на современном этапе.

Метод исследования систематизация и обобщение материала, анализ нормативно-правовой базы, а также изучение общественного мнения на базе НИНАООМ «ФОКУС-ГРУПП».

Вывод: определив предмет, хронологические рамки, цели и методы исследования нами были сформулированы вопросы для независимого опроса общественного мнения на тему «Современные государственно-правовые вопросы реформирования российского законодательства».

Предлагаем вам принять участие в проводимом исследовании.
Благодарим за сотрудничество.

Каково, по вашему мнению, соотношение понятий «социальное обеспечение» и «социальная защита населения»?
Знаете ли вы, что пенсии по случаю потери кормильца – это:
По вашему мнению, право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане РФ и постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства если они:
Знаете ли вы что пенсии за выслугу лет – это:
Знаете ли вы, что социальные пенсии – это:

24 Комментариев

  1. В пенсионной системе РФ на федеральном уровне существует два типа пенсий.
    Первый и основной тип — трудовые пенсии, которые получает большинство пенсионеров в России. Право на такую пенсию возникает вследствие уплаты в течение определённого периода времени страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования. Установление трудовых пенсий производится в соответствии с ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
    Второй тип — пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которые выплачиваются за счёт средств федерального бюджета. Право на эти пенсии возникает не в связи с тем, что в период работы или другой деятельности за соответствующего гражданина отчислялись обязательные пенсионные страховые взносы, а в силу обстоятельств, определённых законодательством. Эти пенсии находятся вне системы обязательного пенсионного страхования.

  2. Современное российское пенсионное законодательство представляет собой совокупность нормативных и подзаконных актов, которые призваны регулировать отношения в сфере социального обеспечения граждан. В данный список включают законы: «О трудовых пенсиях в РФ», «Об обязательном пенсионном страховании», «О государственном пенсионном обеспечении», «О негосударственных пенсионных фондах» и ряд других. При назначении пенсий уполномоченные лица ПФР также опираются на нормы ТК РФ и НК РФ. Кроме того утверждены специальные инструкции, которыми в своей деятельности руководствуется ПФР. А проблем у российских пенсионеров не убавляется. Что же здесь НЕ ТАК!?

  3. Пенсионная система России в современном включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: страховой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, накопительной пенсии. Меня очень тревожит тот факт, что в 2014 году наша страна заняла всего лишь 65-е место в общем рейтинге по обеспеченности жизни пенсионеров. Это при том что пенсионная система России — это совокупность создаваемых в РФ правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Я согласна с авторами исследования в том, что это очень актуальная тема.

  4. Я согласна с мнением многих россиян о том, что материальное положение российских пенсионеров не соответствует представлениям о достойной старости. Средний коэффициент замещения по России в течение последних лет снижается, поскольку темпы роста пенсий отстают от темпов роста заработной платы. Проводимые анализы нормативных правовых документов, определяющих направления современной пенсионной реформы, и действующего законодательства, принятого в целях их реализации, содержат выводы о том, что большинство из поставленных целей реформы до настоящего времени не выполнены. Я считаю, что Государственная Дума и Правительство РФ должны обязательно об этом задуматься…

  5. Абсолютно очевиден тот факт, что сложившаяся система государственного пенсионного обеспечения в России не отвечает современным вызовам — демографическим, структурным и т.д. Проведенное в последние годы реформирование пенсионной и налоговой систем не позволило преодолеть системный кризис государственного пенсионного обеспечения и создать эффективные институты обязательного социального пенсионного страхования. Уровни пенсионного обеспечения крайне низки, а сложившиеся тенденции в средне- и долгосрочной перспективе позволяют оценивать государственное пенсионное обеспечение как неудовлеворительное.

  6. Пенсионеров в Российской Федерации почти 39 млн.[1]. Большинство из них (примерно 95%) получают «страховую» пенсию. Пенсия почти для всех из них является основным, а зачастую и единственным источником средств к существованию. Всё это предопределяет повышенную значимость пенсионной системы.Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом.

  7. Пенсионное обеспечение — базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку обычно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население.
    Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего пенсионного возраста обеспечена Конституцией России.

  8. На сегодняшний день граждане нашей страны сами несут ответственность за формирование своей будущей пенсии. Гражданин России может самостоятельно выбрать, кому доверить свои пенсионные накопления: негосударственному пенсионному фонду, государственной управляющей компании или частной управляющей компании.

    Согласно закону, гражданам 1967 года рождения и моложе, зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования, в 2015 году предоставлена возможность выбора варианта пенсионного обеспечения: формировать только страховую пенсию или формировать и страховую пенсию, и накопительную. Таким образом: граждане могут либо оставить 6 % тарифа страхового взноса на накопительную пенсию, либо отказаться от дальнейшего формирования пенсионных накоплений, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой пенсии.

    Для того чтобы сохранить отчисления работодателя в накопительную пенсию на уровне 6 %, необходимо не позднее 31 декабря 2015 года обратиться в Пенсионный фонд России с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд и заключить договор об обязательном пенсионном страховании с выбранным НПФ. С января 2016 года для тех, кто промолчал и не сделал выбор, новые пенсионные накопления перестают формироваться, и все страховые взносы будут направляться на формирование страховой части пенсии.

  9. По сути, речь идет о необходимости нахождения приемлемого как для государства, так и для граждан компромисса между государственной и частной пенсионными системами. Особую актуальность приобретают вопросы изучения предпосылок (экономических, социальных, демографических и др.) проводимых реформ. Для этого было бы полезно, во-первых, обратиться к опыту организации пенсионного обеспечения в историческом контексте (учитывая при этом разницу в ключевых экономических характеристиках), а во-вторых, рассмотреть возможность построения качественной имитационной модели развития пенсионной системы, взаимосвязанной с экономическим и демографическим прогнозами развития нашей страны.

  10. Современная пенсионная система РФ предусматривает уплату страховых взносов работодателями, которые обеспечивает право граждан на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию. Реформа пенсионной системы должна обеспечить соблюдение принципов социальной справедливости.

    Особая важность пенсионного обеспечения и его влияние на общественные и политические процессы, определяет политику страны в данной области развития. В России для социального обеспечения населения страны создан государственный пенсионный внебюджетный фонд и сеть негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.

  11. Пенсионеров в Российской Федерации почти 39 млн.[1]. Большинство из них (примерно 95%) получают «страховую» пенсию. Пенсия почти для всех из них является основным, а зачастую и единственным источником средств к существованию. Всё это предопределяет повышенную значимость пенсионной системы.
    С 1990 г. законодательство о пенсионном обеспечении в России полностью обновилось. Эта часть социального законодательства претерпела кардинальные изменения, как по существу, так и по форме.
    Новая пенсионная система состоит из двух подсистем: страховой и бюджетной. Они подразделяются в зависимости от тех источников, за счёт которых выплачиваются пенсии. Первая из них финансируется за счёт обособленного страхового пенсионного фонда, в орбите её действия находятся главным образом наёмные работники и некоторые другие категории занятого населения, охваченные обязательным пенсионным страхованием, и их семьи. Вторая финансируется за счёт бюджета страны, ею охватываются в основном отдельные категории государственных служащих (кадровые военные и некоторые другие), их семьи, а также те граждане, которые по каким-либо причинам не заработали пенсию своим трудом, службой. Бюджетная пенсионная система слагается, таким образом, как бы из двух неравнозначных частей: одна часть – «возвышается» над всеми, она для тех, кто служит власти, другая часть подсистемы, наоборот, для тех, кто вообще не трудился.

  12. В Постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. N 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» (с изм. от 30.05.1997 г.) провозглашается: «Следствием пенсионной реформы должно явиться улучшение общей социальной и экономической ситуации в стране. Снизится социальная напряженность, обусловленная нестабильным и социально несправедливым характером действующей пенсионной системы. Новая система будет понятна всем гражданам, обеспечит им равные условия пенсионного обеспечения и гарантию реализации приобретенных пенсионных прав». Прошло больше 20-ти лет и мы видим, что этот документ НЕ РАБОТАЕТ!!!

  13. В российском законодательстве установлены принципы охраны труда и здоровья людей, установлен гарантированный МРОТ, закреплены господдержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, создана система социальных служб, установлены государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
    Но как то это всё не так работает и не совсем понятно в чём причины.

  14. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    История последних и является объектом настоящего исследования, поскольку успех современной пенсионной реформы во многом зависит от творческого осмысления и использования отечественного опыта законодательного регулирования системы пенсионного обеспечения.

  15. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению –
    ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в
    целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением
    федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной
    законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в
    целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа
    работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;
    либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении
    военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае
    наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного
    законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств
    к существованию.Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ с 1 января 2015 г. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей вышеуказанному закону.

  16. Российская статистика показывает, что впервые за 15 лет реальные доходы пожилых россиян начали неуклонно снижаться, и если не принять системных мер, в перспективе пенсионеры в массе своей могут оказаться там же, где пребывали в конце 1990-х — в глубокой нищете…

  17. Пенсионная система является одним из важнейших элементов в сфере социального обеспечения населения страны. На сегодняшний день государства сталкиваются с рядом проблем, в числе которых ухудшение демографической ситуации, которое выражается в сокращении количества трудоспособного населения, увеличении количества пенсионеров (то есть происходит увеличение продолжительности жизни при одновременном уменьшении уровня рождаемости), проблемы финансовой стабильности пенсионного фонда. В этих условиях у государства возникает необходимость решения вопросов пенсионного обеспечения путем формирования своей модели пенсионной системы. Поэтому эти вопросы на сегодняшний день актуальны и требуют немедленного решения проблем.

  18. По сути, речь идет о необходимости нахождения приемлемого как для государства, так и для граждан компромисса между государственной и частной пенсионными системами. Особую актуальность приобретают вопросы изучения предпосылок (экономических, социальных, демографических и др.) проводимых реформ.

  19. Согласно Конституции РФ Россия является социальным демократическим государством, которое обеспечивает максимально возможное равномерное распределение жизненных тягот граждан, а также равномерное содействие их благу. Опираясь на ст. 7 Конституции РФ можно сделать вывод, что Россия как социальное государство обязано заботиться о благополучии граждан, их социальной защищенности. И если в связи с возрастом или с состоянием здоровья, который не позволяет гражданам трудиться и не имеет дохода для обеспечения прожиточным минимум себя и своей семьи, государство обязано обеспечить его и его семью материальной поддержкой.

  20. Пенсионная система России в современном включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: страховой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, накопительной пенсии. Меня очень тревожит тот факт, что в 2014 году наша страна заняла всего лишь 65-е место в общем рейтинге по обеспеченности жизни пенсионеров. Это при том что пенсионная система России — это совокупность создаваемых в РФ правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

  21. При всей важности морального аспекта стоит отметить, что и экономическое состояние общества зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения. Вопросы пенсионной реформы затрагивают финансы предприятий и организаций, доходы населения, бюджетную сферу, инвестиционные процессы. В настоящее время реформирование пенсионной системы может и должно стать неотъемлемым звеном реформы всей экономики и финансов России.

  22. Пенсионеры — передовой отряд российских избирателей: они активнее других ходят на выборы, а их отношение к власти в значительной степени зависит от того, сколько ежемесячно перечисляет им Пенсионный фонд. И от того, насколько пенсия обеспечивает хотя бы очень скромный, но достойный уровень существования.

  23. По моему мнению проблемы пенсионного законодательства в том, что недостаточно урегулированы вопросы правового обеспечения в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций.

  24. Законом Оренбургской области от 02.09.2015 № 3363/937-V-ОЗ «О величине прожиточного минимума пенсионера в Оренбургской области на 2016 год» величина прожиточного минимума пенсионера в области на 2016 год установлена в размере 7 042 рублей. По мнению руководства области этой суммы достаточно для полноценного проживания пожилых граждан в нашем регионе с их потребностями, как минимум, в полноценном питании, медикаментах и т.п.? Согласиться с этим, лично мне, очень сложно. Даже с учетом всех возможных льгот сумма достаточно небольшая. Пенсионеры в современной России относятся к наименее защищенным слоям общества. И это в самом обеспеченном ресурсами и экономически развитом государстве! Данный факт позволяет утверждать, что пенсионная политика, проводимая как государством, так и регионами не может быть названа эффективной до тех пор, пока уровень жизни не будет определен статистически выше среднего уровня по стране, не говоря о сравнении с более развитыми государствами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*