Современные правовые вопросы формирования представительных (законодательных) органов местного самоуправления

RIAN_02493296.HR_.ru-pic4_zoom-1000x1000-97032

Рощин А. Р. — студент гр. 15ГиМу(бп) ИМ  ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург, Россия
Приказчикова О. В. — научный руководитель, к. ист. н., старший преподаватель кафедры ОПДиП, ФГСН ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»,
г. Оренбург, Россия

Актуальность исследования. Выборы — единственный способ формирования депутатского корпуса представительных органов местного самоуправления, а также замещения их руководящих должностей и должностей глав муниципальных образований. В уставах муниципальных образований круг должностных лиц местного аппарата власти, подлежащих избранию, может расширяться.

Выборы есть процесс формирования местной публичной власти. По своим масштабам, широте участия разных слоев местного населения выборы, фактически, представляют собой обшемуниципальное мероприятие. Даже те, кто не принимает по тем или иным причинам участия в голосовании, оказываются вовлеченными в ход выборов, хотя бы в форме пассивного их созерцания. Участие гражданина Российской Федерации в выборах должно быть свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Объектом исследования стали выборы в органы местного самоуправления, как инструмент, обеспечивающий осуществление и свобод граждан, которые напрямую связаны с выборной технологией с одной стороны. А с другой, и тех, которые позволяют жителям непосредственно включаться в управление делами своих муниципальных образований.

Предметом исследования стал процесс выборов в органы местного самоуправления, как один из основных институтов прямой демократии, непосредственного волеизъявления жителей и принятия ими публичных кадровых решений.

Цели исследования:

  • рассмотреть теоретические положения, то есть нормативно-правовую базу формирования органов местного самоуправления;
  • проанализировать практику реализации всеобщих, равных, прямых и свободных выборов при тайном голосовании в органы местного самоуправления.

Методы исследования: обобщение вопросов реализации принципов выборов в органы местного самоуправления и изучение общественного мнения на базе НИНАООМ «ФОКУС-ГРУПП».

Вывод: Определив актуальность, объект, предмет, цель и методы исследования нами были сформулированы вопросы для независимого опроса общественного мнения на тему «Выборы в органы местного самоуправления».

Предлагаем Вам принять участие в проводимом исследовании.
Благодарим за сотрудничество!

По вашему мнению, правовой статус, полномочия и компетенции органов местного самоуправления определяются тем, что это:
  • федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивающие государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления 53%, 105 ответов
    105 ответов 53%
    105 ответов - 53% из всех голосов
  • выборные и другие органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти 34%, 67 ответов
    67 ответов 34%
    67 ответов - 34% из всех голосов
  • исполнительные орган местного самоуправления, осуществляющий официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета 14%, 28 ответов
    28 ответов 14%
    28 ответов - 14% из всех голосов
Всего ответов: 200
21 апреля 2016 - 28 мая 2016
Опрос закрыт
Выберите правильную характеристику местных представительных органов власти
  • выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения 85%, 170 ответов
    170 ответов 85%
    170 ответов - 85% из всех голосов
  • местная администрация, как органы государственного управления на местах осуществляют руководство во всех сферах жизни общества 10%, 20 ответов
    20 ответов 10%
    20 ответов - 10% из всех голосов
  • орган законодательных органов государственной власти 5%, 10 ответов
    10 ответов 5%
    10 ответов - 5% из всех голосов
Всего ответов: 200
21 апреля 2016 - 28 мая 2016
Опрос закрыт
По вашему мнению, муниципальные выборы в России – это
  • выборы депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления 59%, 117 ответов
    117 ответов 59%
    117 ответов - 59% из всех голосов
  • выбор гражданами кандидатов, обещающих максимальные выгоды избирателям в период проведения предвыборных кампаний 35%, 69 ответов
    69 ответов 35%
    69 ответов - 35% из всех голосов
  • действия органов государственной власти по назначению кандидатов на выборные должности 7%, 14 ответов
    14 ответов 7%
    14 ответов - 7% из всех голосов
Всего ответов: 200
21 апреля 2016 - 28 мая 2016
Опрос закрыт
Правом избирать в выборные органы местного самоуправления называется
  • классическое избирательное право 74%, 147 ответов
    147 ответов 74%
    147 ответов - 74% из всех голосов
  • активное избирательное право 23%, 45 ответов
    45 ответов 23%
    45 ответов - 23% из всех голосов
  • пассивное избирательное право 4%, 8 ответов
    8 ответов 4%
    8 ответов - 4% из всех голосов
Всего ответов: 200
21 апреля 2016 - 28 мая 2016
Опрос закрыт
Каким образом, по вашему мнению, граждане включаются в списки избирателей?
  • основанием для включения в список избирателей является факт проживания гражданина на территории данного избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан 63%, 126 ответов
    126 ответов 63%
    126 ответов - 63% из всех голосов
  • включением в списки кадрового резерва, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку 32%, 63 ответа
    63 ответа 32%
    63 ответа - 32% из всех голосов
  • утверждением списка контроля доступа, который определяет, кто или что может получать доступ к конкретному объекту 6%, 11 ответов
    11 ответов 6%
    11 ответов - 6% из всех голосов
Всего ответов: 200
21 апреля 2016 - 28 мая 2016
Опрос закрыт
Почему, по вашему мнению, гражданам, необходимо участвовать в выборах в органы местного самоуправления?
  • это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в целях формирования органа местного самоуправления 55%, 109 ответов
    109 ответов 55%
    109 ответов - 55% из всех голосов
  • право принимать участие в местном самоуправлении имеет оттенок обязанности принимать участие в выборах 25%, 49 ответов
    49 ответов 25%
    49 ответов - 25% из всех голосов
  • отказ граждан от участия в выборах может парализовать местное самоуправление 12%, 24 ответа
    24 ответа 12%
    24 ответа - 12% из всех голосов
  • это улучшает их материальное положение 9%, 18 ответов
    18 ответов 9%
    18 ответов - 9% из всех голосов
Всего ответов: 200
21 апреля 2016 - 28 мая 2016
Опрос закрыт
Каким образом, по вашему мнению, должен определяться глава муниципального образования
  • избираться непосредственно гражданами, путём прямых, тайных, равных выборов 95%, 189 ответов
    189 ответов 95%
    189 ответов - 95% из всех голосов
  • избираться депутатами представительного органа местного самоуправления 4%, 8 ответов
    8 ответов 4%
    8 ответов - 4% из всех голосов
  • назначаться Президентом РФ 2%, 3 ответа
    3 ответа 2%
    3 ответа - 2% из всех голосов
Всего ответов: 200
21 апреля 2016 - 28 мая 2016
Опрос закрыт

  1. В статье 12 Конституции РФ различается государственная власть и местное самоуправление и соответственно их органы. Местное самоуправление — одна из самостоятельных форм осуществления власти народом. Правовые основы местного самоуправления закреплены в ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 № 131-ФЗ. Органы местного самоуправления подразделяются на коллегиальные (представительный орган, контрольный орган, избирательная комиссия и другие) и единоличные (глава муниципального образования, глава местной администрации).

  2. Под органами местного самоуправления понимают выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Это органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных образований, которыми они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий.

  3. Выборы в местные органы самоуправления проводятся в сходном порядке. Местные собрания и определенные законом Органы местного самоуправления обладают следующими особенностями:
    1) не входят в систему органов государственной власти (в соответствии со ст. 12 Конституции РФ);
    2) в случае наделения их отдельными государственными полномочиями они могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность в данном случае будет находиться под контролем государства (в соответствии со ст. 132 Конституции РФ).

  4. Назначение выборов регулируется ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Выборы депутатов представительных органов муниципальных образований, глав МО, членов выборных органов местного самоуправления назначаются представительным органом муниципального образования (советом).
    Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования. Решение подлежит официальному опубликованию в СМИ.

  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет структуру органов местного самоуправления: 1) представительный орган муниципального образования; 2) глава муниципального образования; 3) местная администрация; 4) контрольный орган муниципального образования; 5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом. Причем наличие первых трех элементов в системе органов местного самоуправления является обязательным.

  6. В российском законодательстве общих принципах организации местного самоуправления закреплено, что выборы в органы местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Хотелось бы быть уверенным в том, что порядок и процедура выборов в органы местного самоуправления этому соответствует.

  7. Я согласен с мнением, что главы муниципальных образований должны избираться на прямых выборах и, затем, возглавлять местную администрацию. Положения Федерального закона № 136-ФЗ, предполагающие отмену прямых выборов глав муниципальных образований (в особенности городских округов), противоречат ст. 3, 12, а также ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, согласно которым народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

  8. Я согласна с Никитой. Модель местного самоуправления когда глава МО избирается представительным органом МО и одновременно замещает должность председателя представительного органа городского округа. Глава местной администрации в указанной модели назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение должности. Данная норма, по сути, означает назначение главы местной администрации высшим должностным лицом субъекта РФ, что является прямым нарушением конституционного принципа самостоятельности органов местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ). Глава местной администрации в соответствии с п. «а», «г» ч. 18 ст. 2 Федерального закона N 136-ФЗ назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок, определяемый уставом городского округа с внутригородским делением. При этом половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина — высшим должностным лицом субъекта РФ. Такой глава по факту становится независимым от представительного органа местного самоуправления и от населения, а зависимым только от назначившего его высшего должностного лица субъекта РФ. А как показывает практика, только всенародно избранный мэр работает с наибольшей отдачей и чувствует свою ответственность перед избравшим его населением.

  9. Модель местного самоуправления, когда глава МО избирается на прямых выборах, а глава местной администрации назначается на должность по контракту — модель сити-менеджера, заимствована из зарубежного опыта. В США такая практика применяется для организации местного самоуправления в малых и средних городах, тогда как мегаполисами и крупными промышленными центрами, на которых основывается американская экономика, управляют всенародно избираемые мэры. Зарубежный опыт, перенесенный на российскую почву, трансформировался до неузнаваемости, что выразилось во внедрении модели сити-менеджера в крупных городах — столицах субъектов, подчас городах-миллионниках (Екатеринбург, Волгоград и др.). Проблема в том, что распространение системы сити-менеджеров приводит к тому, что у наемного чиновника нет ответственности перед населением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*